Большую роль в работе с детьми младшего школьного возраста играет слово учителя, живая и меткая характеристика музыкальных явлений, «событий», процессов и т.д. Слово, если оно найдено удачно, во многом активизирует восприятие младшего школьника, способствует адекватному пониманию музыки, усиливает ценностно-ориентировочную деятельность учащихся. Впрочем, не следует забывать и о том, что чрезмерное увлечение словом может не столько приблизить ребенка к музыке, сколько увести от нее, мера нужна и в этом отношении. «Чувства несравнимо полнее, глубже, определеннее могут быть выражены средствами музыки, чем обозначены словами. Поэтому невозможно адекватно и до конца перевести в слова содержание музыки. Этот перевод неизбежно будет неполным, грубым и приблизительным».
Увлечь, заинтересовать ребенка, сфокусировать его внимание на образе музыкального произведения - первоочередное условие успешного развития способности восприятия.
Учащиеся младшего школьного возраста неусидчивы; однообразная, монотонная деятельность «противопоказана» им в силу их возрастных особенностей. Помня об этом, опытные педагоги постоянно и изобретательно чередуют на уроках различные виды деятельности своих подопечных, дабы противостоять притуплению у них внимания и восприятия, не допускать быстро наступающего утомления, а вместе с тем и того состояния, которое определяется у детей словом «скучно».
На необходимость развития восприятия музыки в младших классах неоднократно обращали внимание педагоги-музыканты, непосредственно работающие с детской аудиторией. Необходимо стимулировать у детей творческий подход к освоению простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности, поскольку всё это развивает умение ребёнка мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь». А важнейшим условием развития умения мыслить является непосредственное эмоциональное восприятие музыки.
Мы полагаем, что развитие музыкального восприятия благотворно сказывается на базовой способности растущего человека – его художественно-образного мышления. Это особенно важно для младшего школьника, у которого наблюдается большая предрасположенность к познанию мира через образы.
По характеру образов, возникающих в сознании слушателя в процессе музыкального восприятия, можно составить представления об уровне его нравственного развития. Развитие музыкального восприятия связано с обогащением художественного и жизненного опыта слушателя, а также постановкой перед ним в ходе целенаправленного воспитания проблемных заданий и вопросов, активизирующих мыслительные и эмоциональные процессы.
Материалы по педагогике:
Изучение предыстории высшего педагогического образования в Башкирии
Реформа народного образования 1864 года, последовавшая почти сразу после отмены крепостного права в России и продекларировавшая право на образование всех граждан без различия сословий, вероисповедания и пола, естественно, не могла миновать и Уфимскую губернию. К тому времени большинство учебных зав ...
Психологическая классификация компьютерныхигр. Специфика ролевых компьютерных игр
Под "компьютерными играми" подразумевают широкий класс программ и технических устройств, на которые они инсталлированы. Выводы о влиянии компьютерных игр не учитывают в полной мере такие важные параметры, как содержание компьютерной игры и ее сложность, т. е. те когнитивные и моторные нав ...
Понятие дислалии
Дислалия (от греч. dis - приставка, означающая частичное расстройство, и lalio - говорю) - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуков ...