Первый этап опытно-экспериментальной работы включает диагностические мероприятия по выше приведенным методикам.
Диагностика методом опроса беседы показала следующие результаты:
Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определили как неправильные четыре поступка – 8 (28,6%) ребят. Выделили две ситуации 6 (21,4%) детей с неправильными поступками ("пролил молоко и не извинился", "не помог убирать игрушки") и 2 (7,2%) – выделили одну ситуацию с пролитым молоком и оценили как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом. Таким образом, дети не очень хорошо знакомы с нравственными нормами.
На вопрос – "как бы ты поступил?" в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:
"здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада" - 12 (42,8%)
"нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее" – 12 (42,8%)
"нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу" 8 (28,6%)
"за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко – необходимо извиниться за свой поступок" - 12 (42,8%), "за столом нельзя вертеться" (про извиниться – не сказал) – 1 (3,57 %)
"сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу" – 12 (42,8%) чел.,
"сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно" - 8 (28,6%)
"нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать" – 12 (42,8%) чел. и 1 (3,57%) ребенок сказал, что наводить порядок должны взрослые.
Для вывода этих показателей в сравнительный анализ была составлена диаграмма по результатам ответов (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Оценка знаний нравственных норм поведения
Из рисунка 1 видно, что меньше половины детей знают нравственные нормы поведения.
Следующим соизмерением исследования было наблюдение за поступками детей с целью установить уровень сформированности нравственных норм поведения
Проводилось стороннее наблюдение за поступками детей в течение нескольких дней, определялось наличие нравственных норм поведения. Непосредственную помощь оказывал педагог группы.
Результаты этого исследования представим в виде таблицы по показателям норм поведения (Таблица 1).
Таблица 1 – Уровень сформированности нравственных норм поведения (кол-во, %)
Норма поведения |
Сформирована устойчивая привычка повед. (1 уров.) |
Сформированы не устойчивые привычки (2 уров.) |
Стадия формирования привычки (3 уров.) |
Привычки не сформированы (4 уров.) |
Приветствие (привычка здороваться) |
12 (42,8) |
8 (28,5) |
6 (21,4) |
2 (7,2) |
Привычка делиться с друзьями в игре |
12 (42,8) |
7 (25,0) |
5 (17,8) |
2 (7,2) |
Навык культурного поведения за столом |
12 (42,8) |
6 (21,4) |
8 (28,5) |
2 (7,2) |
Привычка осознанно извиняться за нехорошие поступки |
12 (42,8) |
14 (50,0) |
- |
2 (7,2) |
Привычка помогать взрослым по их просьбе |
12 (42,8) |
10 (35,7) |
4 (14,3) |
2 (7,2) |
Средний показатель сформированности нравственных норм поведения в % |
42,8 |
32,1 |
16,4 |
7,2 |
Материалы по педагогике:
Требования к подбору и использованию дидактических
игр и упражнений
Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится все занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующ ...
Отношение учащихся к урокам физической культуры в
школе
В настоящее время при проведении исследований стало ясным, что школа в лице учителя физкультуры, перестала быть действующим фактором, влияющим на воспитание мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время. Причины, кроющиеся в этом, зависят не только от лично ...
Требования к правильному составлению тестов. Основные
правила подготовки материала для тестового контроля
Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность повышается при увеличении количества тестовых заданий. Установлено также, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежнос ...