Любая деятельность осуществляется под воздействием определенных побуждений, которые являются двигателем активности ее субъекта. Совокупность таких побуждений образует мотивационную сферу деятельности. Не является исключением и учебная деятельность. В ее мотивационную сферу входят потребности ученика, его интересы, убеждения, идеалы, представления о себе, ценностные ориентации.
Различают побудительную, организующую и смыслообразующую функции мотивации учебной деятельности, которые в своем единстве обеспечивают ее руководящую роль. Ведущей среди них является смыслообразующая, поскольку именно она предоставляет учебной деятельности личностного смысла и значимости, определяет характер проявления двух других функций.
Сформированность мотивационной сферы является необходимой предпосылкой успешности учебной деятельности, поэтому ее развитие требует целеустремленного педагогического влияния.
Учебная мотивация определяется специфическими для учебной деятельности факторами: собственно образовательной системой, образовательным заведением; организацией учебного процесса; субъективными особенностями тех, кто учится (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, самооценка, взаимодействие с другими и т.п.); субъективными особенностями педагога, в первую очередь его отношением к ученику, к собственному делу; спецификой учебного предмета.
Материалы по педагогике:
Анализ условий учебного процесса в традиционной общеобразовательной школе
Школа один из значимых институтов образования в жизни человека. Учебная деятельность, организуемая школой, занимает большую по времени часть жизни ребенка. Современная форма организации школьной жизни была придумана еще в начале 18 века Я.А. Коменским, создателем классно-урочной системы обучения, с ...
Цели и функции контроля
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, ...
Культура делового общения в системе профессиональной культуры личности
Любая деятельность людей, в том числе и профессиональная, находится в зависимости от уровня культуры, как отдельного индивида, так и общества в целом. Несмотря на некоторые теории о врождённой, генетической предрасположенности к тому или иному уровню индивидуальной культуры, большинство мнений сход ...