Методические рекомендации по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Материалы о педагогике » Проблема дисграфии у детей и ее коррекция » Методические рекомендации по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Страница 1

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется на письме в пропусках согласных букв при их стечении, пропусках гласных букв, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании слов и их разрывах. Наиболее сложная форма языкового анализа - фонематическая. Особенно распространенными при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова у учащихся начальных классов массовых школ.

Следовательно, процесс коррекции дисграфии включает следующие этапы:

1. Исправление дефектных звуков (дополнительно у логопеда при наличии такого осложнения);

2. С преподавателем русского языка по специальным методикам:

Формирование фонематического восприятия и внимания к словам при воспроизведении на письме оппозиционных фонем;

Формирование звуко-буквенного анализа;

Синтез слова;

Развитие способностей анализа и синтеза слов;

Развитие способностей конструирования фраз и связных высказываний, темп письма;

Расширение словарного запаса.

Для коррекции дисграфии у младших школьников необходимо проведение с ними строго целенаправленной работы в течение достаточно продолжительного времени и обязательно с использованием большого количества тщательно подобранного однотипного речевого материала. С целью коррекции дисграфии на уроках русского языка можно использовать следующие упражнения:

1) Упражнение "Корректурная правка".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

2). Упражнене "Звуковой анализ в "технике сканирования" (задание выполняется без предварительного чтения слова):

посмотрите на слово;

посмотрите на среднюю букву в этом слове (например, д в слове "лодка");

посмотрев на среднюю букву, увидите еще и букву справа (к) и слева (о);

продолжайте упражнение, добавляя по букве справа и слева, пока не получите все слово целиком;

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Технология интерактивного обучения
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов. Остановлюсь на особенностях организации каждого из них. Мотивация ...

Экспериментальное изучение особенностей формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Экспериментальное исследование проводилось в апреле-мае 2008 учебного года на базе «Муниципальной средней общеобразовательной школы №3» г. Саранска. Дети участвующие в эксперименте имели заключение психолого-педагогической комиссии о наличие у них общего недоразвития речи III уровня по классификаци ...

Музыкальное сопровождение в утренней гимнастике
Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, ...

Навигация