Характеристика историографии профессионального образования в Башкирии

Материалы о педагогике » Образование в Башкирии » Характеристика историографии профессионального образования в Башкирии

К первым исследователям советского периода, освещающим вопросы истории образования в Башкирии, относятся Ш.К.Абзанов, Г.Газизов, Г.Ибрагимов, А.Салазкин и др. Их работы отличались прямолинейностью и категоричностью оценок, затрагивали отдельные проблемы начальной русскоязычной и мусульманской школы. Специальные исследования, раскрывающие вопросы профессионального образования, отсутствуют.

С середины 30-х годов появляются диссертации и монографии историко-педагогического характера, которые анализируют вопросы становления и развития начальной школы края. Одной из первых в этом ряду была диссертация К.Идельгужина «К вопросу истории башкирской школы», написанная в 1935 году. В 40-е годы вышли в свет работа А.К.Рашитова «Начальная школа Башкирии за XX лет». Диссертации А.А.Еникеева «Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии». Н.А.Селезнева «Нерусские школы в Башкирии второй половины XIX века и начала XX века». Монография А.Ф.Эфирова «Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири». В исследованиях 30-40-х годов заметно повышение научного уровня, в них широко использованы печатные и архивные материалы.

С середины 50-х годов заметным стало стремление к системному изучению истории народного образования, расширению тематики и источниковой базы исследований. К работам этого периода относятся публикации С.Р. Алибаева, А.Х. Вильданова, Т.М. Мамлеевой, А.Х. Махмутовой, С.М. Михайловой, Ф.Х. Мустафиной, Г.С. Кунафина, Г.Н. Фатихова, А.И. Харисова, Б.Х. Юлдашбаева. Их работы посвящены, прежде всего, государственным общеобразовательным, отдельным религиозным учебным заведениям, а также педагогическим взглядам конкретных просветителей. Авторы используют богатый статистический и аналитический материал, но у них также отсутствуют обобщающие исследования по истории профессионального образования в крае.

Идеологические установки и методологические подходы советского периода не позволили исследователям в полной мере осветить позитивный вклад, накопленный профессиональным образованием и внесенный им в дело развития всего образования дореволюционного периода. Это стало препятствием для более полного и эффективного использования положительного опыта в советской системе образования.

Достаточно продуктивным в формировании научного знания об истории образования дореволюционной Башкирии является современный период. К исследованиям этой группы относятся работы: Г.Б. Азаматовой, Р.З. Алмаева, Л.Я. Аминовой, З.Ю. Ахмадеевой, Р.С. Аюпова, И.Н. Баишева, М.М. Бикбаева, М.Г. Валеевой, Ю.В. Ергина, Г.Д. Иргалина, Ф.С. Исхаковой, И.П. Малютина, С.Г. Мирсаитовой, Л.Ш. Сулеймановой, Р.А. Утябай-Карими, М.Н. Фархшатова, Г.Х. Хайруллиной и др. Позитивную роль в осмыслении истории образования вносит публикация республиканской энциклопедии, в которой нашли отражение отдельные сведения о профессиональном секторе системы образования.

Историографический обзор свидетельствует о том, что история образования в Башкирии не обделена вниманием со стороны исследователей, представляющих весьма широкий спектр гуманитарного знания. Но, несмотря на это, историография не дает исчерпывающего ответа на многие вопросы теоретического и конкретно-исторического характера. В исследованиях нет ни одной обобщающей работы, в которой бы специально и системно рассматривалась история профессионального образования означенного периода.

Материалы по педагогике:

Экспериментальное исследование уровня знаний детей о биоценозах в разные сезоны
Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в биоценозах. Это и являлось целью констатирующего этапа работы. Исходя из этой цели нами были определены следующие задачи констатирующего эксперимента: Р ...

Лексикология как лингводидактическая основа методики работы над словом
Слово - важнейшая единица языка. Словами и их значениями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов (и их сочетаний), выстроенных в определённой последовательности в соответствии с замыслом и связанных между ...

Что есть образованный человек
Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение – мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе т ...

Навигация