Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению

Материалы о педагогике » Условия и приемы обучения выразительному чтению » Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению

Страница 1

Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружение в мир литературы, развития его личности. «При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надёжное средство ориентации в сложном потоке информации, с которыми приходится сталкиваться современному человеку».

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества (критерия): правильность, беглость. сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющее на смысл читаемого.

Беглость - это скорость чтения, обуславливающее понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков. прочитанных за единицу времени (обычно количество слов в минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст - это значит, - как справедливо пишет Л.А. Горбушина, - найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация».

Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых - ударение, темп и ритм, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом».

Становление навыка чтения - процесс очень не простой и длительный. Учителю необходимо представлять этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень обученности каждого ребенка.

Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению.

Основной принцип выразительного чтения - проникновение в идейный и художественный смысл читаемого. При подготовке к чтению произведения учитель внимательно читает его. изучает содержание, уясняет для себя какова идея данного произведения и в чём его пафос, о каком круге жизненных явлений пойдёт в нем речь, в каком порядке следует изложение событий, что за люди действуют в произведении. Очень важно выяснить степень понятности произведения для слушателей.

Содержание произведения точно определит и способы., какими следует пользоваться при передаче его детям.

Чтобы чтение произведения было действенным, нужно верно определить свою задачу (образовательную и воспитательную). Тоже можно сказать о содержании, целях.

Для того чтобы обеспечить успех чтения, учитель должен постоянно работать над своим языком.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Педагогическое - исследование выдвинутой гипотезы
Исследование, определяющее, проблему системы работы воспитателя по формированию бережного отношения к живому проходило, на базе: Бюджетного образовательного учреждения города Омска «Лицея №25» Октябрьского административного округа города Омска В 1978 году школа приняла своих первых учеников. В это ...

Общая характеристика развития речи у учащихся младших классов, имеющих нарушения интеллекта
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно ...

Классификация дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В разных сборниках у ...

Навигация