Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Материалы о педагогике » Гендерные представления младших школьников из неполных семей » Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Страница 2

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и если никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, то тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации [7, с. 85].

Человеку, выросшему без нормальной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые в свою очередь становятся причиной ограничения развития. Они обнаруживают, как правило, отставание в умственном и физическом развитии, повышенную агрессивность и чаще других пополняют состав колоний для малолетних преступников.

Психологи говорят о том, что дети в неполных семьях живут в состоянии постоянного чувства обделенности, неудовлетворенности или в состоянии фрустрации. Не стоит говорить, что подобное состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями. Нередко дети ощущают себя неравноправно среди других людей, стремясь компенсировать психологический дискомфорт тем, что пытаются сделать себя социально привлекательными для окружающих. Такие дети «вырабатывают» в себе различные «приспособительные» реакции, например, конформность, лояльность, терпимость, вежливость. Чрезмерная конформность может доходить у них до слабохарактерности, излишняя лояльность и терпимость – до потери собственной системы ценностей, а чрезмерная предупредительность и вежливость – до угодничества.

Таким образом, неполная семья – это семья, состоящая из одного родителя. Ребенок, у которого по какой-либо причине отсутствует мать или отец, так или иначе испытывает разного рода психологические проблемы. Соответственно, ребенок испытывает дефицит либо мужского, либо женского влияния. Это сказывается на развитии ребенка и проявляется в следующих особенностях развития ребенка.

1. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных.

2. Менее четким делается процесс идентификации мальчиков и девочек.

3. Затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола.

4. Складывается избыточная привязанность ребенка к матери [24, с. 104].

Исходя из вышеперечисленных особенностей мы

видим, что, воспитываясь одним из родителей, ребенок приобретает множество психологических проблем. Поэтому так важна роль обоих родителей в воспитании ребенка, тем более, она многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем возрасте. Как уже упоминалось ранее, отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности, а также разного рода отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную жизнь, как мальчика, так и девочки. Таковы особенности формирования личности ребенка, характерные для неполных семей.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Анализ условий учебного процесса в традиционной общеобразовательной школе
Школа один из значимых институтов образования в жизни человека. Учебная деятельность, организуемая школой, занимает большую по времени часть жизни ребенка. Современная форма организации школьной жизни была придумана еще в начале 18 века Я.А. Коменским, создателем классно-урочной системы обучения, с ...

Общая характеристика школьных математических олимпиад. Примеры задач математических олимпиад для 7-9 классов
Школьные математические олимпиады представляют собой более массовые соревнования, поскольку они охватывают учеников не одного, а всех параллельных классов школы. Олимпиады в школе проводятся несколько раз в год с целью повышения интереса учеников к математике, расширения их мировоззрения, выявления ...

Организационно – педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации в развитии креативности у школьников
Организационно-педагогические условия – это совокупность взаимосвязанных мер обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом. В соответствии с принципом динамизма система организационных условий направлена на обеспечение развития образовательного процесса и включает в себя: пла ...

Навигация