Обучение как деятельность обучающегося и педагога

Страница 1

В соответствии с тем, что объектом настоящего исследования является процесс

обучения детей технике спортивных движений, то рассмотрим этот процесс как деятельность. Только через деятельность могут быть реализованы основные функции обучения и только посредством деятельности может быть достигнут необходимый результат.

Основные функции обучения логически вытекают из задач, которые общество ставит перед народным образованием, схематически это можно представить следующим образом:

Задачи, стоящие перед системой образования

Функции обучения

Подготовить высокообразованного человека: всесторонне воспитанного

всесторонне развитого

образовательная воспитательная развивающая

Необходимо отметить тесную взаимосвязь этих функций и возможность их реализации педагогом в совместной деятельности с учащимися.

«Сущность процесса обучения

заключается во взаимосвязанной деятельности педагога (обучающая деятельность) и обучающегося (учебная деятельность), ведущей к результату в виде системы знаний, умений, навыков, а также к воспитанию и развитию личности обучающегося». Содержание образования и процесс овладения им является средством развития и формирования личности.

Рассмотрим более подробно учебно-познавательную деятельность обучающегося

. По мнению В.П. Лукьяненко (2005), его деятельность в учебном процессе направлена на учение, т.е. приобретение знаний, умений, навыков, овладение основами наук, техники, культуры, выработку морально-мировоззренческих позиций,

подготовку к полезной для общества деятельности. Объектом учебно-познавательной деятельности служит содержание образования. Эта деятельность выражается во множестве разнообразных предметных действий, направленных на решение познавательных задач. Основой предметных действий обучающихся является оперирование специальными и обобщенными умениями (способами познавательной деятельности).

Виды предметной деятельности учащихся разнообразны и к ним относятся: слушание, чтение, наблюдения, заметки во время изложения учебного материала, запоминание вопроса педагога и ответы на вопросы педагога, решение задач (устно, письменно), эксперименты, самоконтроль.

Как указывают Г.К. Селевко (1998) и В.А. Сластенин (1997), учебная деятельность осуществляется на различных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом, творческом (учебно-исследовательском). При репродуктивной деятельности полученные знания откладываются в памяти и воспроизводятся при необходимости.

На уровне поисковой деятельности активно в нее включается сам обучающийся, который путем проб и ошибок ведет поиск, оперируя известными ему способами деятельности, осуществляя поиск новых путей решения задач.

При исследовательской деятельности осуществляется опора на всю систему знаний, умений, навыков, но преобладающим является отыскивание объективно новых знаний, новых способов познавательной деятельности. При этом могут быть найдены оригинальные пути решения проблем.

Педагогу может оказать большую помощь знание и учет общих характерных черт учения и развития обучающихся на различных возрастных ступенях. Тенденции, которые отмечаются в связи с этим, следующие:

- рост познавательной активности и сознательности в овладении знаниями, умениями, навыками;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении младших школьников
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы: 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника». Среди этих учащ ...

Роль родителей в контроле за успеваемостью школьников
Главная трудность детей– их желание познавать новое и самосовершенствоваться. Однако нельзя в двух словах объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо в школе, пока у него не сформируется понимание, пока не возникнет желание делать так, как ему говорят старшие. Это уже проблемы воспитания, ...

Модель процесса формирования культуры делового общения
Моделирование как метод работы в настоящее время получил широкое распространение в различных научных областях и направлениях. Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Наличие отношения частичного подобия позволяют ...

Навигация