Обучение как деятельность обучающегося и педагога

Страница 1

В соответствии с тем, что объектом настоящего исследования является процесс

обучения детей технике спортивных движений, то рассмотрим этот процесс как деятельность. Только через деятельность могут быть реализованы основные функции обучения и только посредством деятельности может быть достигнут необходимый результат.

Основные функции обучения логически вытекают из задач, которые общество ставит перед народным образованием, схематически это можно представить следующим образом:

Задачи, стоящие перед системой образования

Функции обучения

Подготовить высокообразованного человека: всесторонне воспитанного

всесторонне развитого

образовательная воспитательная развивающая

Необходимо отметить тесную взаимосвязь этих функций и возможность их реализации педагогом в совместной деятельности с учащимися.

«Сущность процесса обучения

заключается во взаимосвязанной деятельности педагога (обучающая деятельность) и обучающегося (учебная деятельность), ведущей к результату в виде системы знаний, умений, навыков, а также к воспитанию и развитию личности обучающегося». Содержание образования и процесс овладения им является средством развития и формирования личности.

Рассмотрим более подробно учебно-познавательную деятельность обучающегося

. По мнению В.П. Лукьяненко (2005), его деятельность в учебном процессе направлена на учение, т.е. приобретение знаний, умений, навыков, овладение основами наук, техники, культуры, выработку морально-мировоззренческих позиций,

подготовку к полезной для общества деятельности. Объектом учебно-познавательной деятельности служит содержание образования. Эта деятельность выражается во множестве разнообразных предметных действий, направленных на решение познавательных задач. Основой предметных действий обучающихся является оперирование специальными и обобщенными умениями (способами познавательной деятельности).

Виды предметной деятельности учащихся разнообразны и к ним относятся: слушание, чтение, наблюдения, заметки во время изложения учебного материала, запоминание вопроса педагога и ответы на вопросы педагога, решение задач (устно, письменно), эксперименты, самоконтроль.

Как указывают Г.К. Селевко (1998) и В.А. Сластенин (1997), учебная деятельность осуществляется на различных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом, творческом (учебно-исследовательском). При репродуктивной деятельности полученные знания откладываются в памяти и воспроизводятся при необходимости.

На уровне поисковой деятельности активно в нее включается сам обучающийся, который путем проб и ошибок ведет поиск, оперируя известными ему способами деятельности, осуществляя поиск новых путей решения задач.

При исследовательской деятельности осуществляется опора на всю систему знаний, умений, навыков, но преобладающим является отыскивание объективно новых знаний, новых способов познавательной деятельности. При этом могут быть найдены оригинальные пути решения проблем.

Педагогу может оказать большую помощь знание и учет общих характерных черт учения и развития обучающихся на различных возрастных ступенях. Тенденции, которые отмечаются в связи с этим, следующие:

- рост познавательной активности и сознательности в овладении знаниями, умениями, навыками;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Результаты наблюдений за тренировочными занятиями боксеров и последующего собеседования с тренерами
Результаты наблюдений за традиционными тренировками по боксу показали соотношение (по времени) использования тренерами продуктивных и репродуктивных методов (рис. 2). В ходе собеседования тренера ответили на вопрос: «Почему же, несмотря на ряд достоинств, проблемное обучение не имеет большого распр ...

Способы объяснения и закрепления значений новых слов
Организуя работу над новыми словами, надо стремиться к тому, чтобы ученики запомнили как можно больше словосочетаний с изучаемым словом, научились их употреблять в необходимых и близких им ситуациях. Поэтому словарную работу в нерусских школах следует проводить одновременно с работой над словосочет ...

Родители как участники учебного процесса
Школа получает ребенка из среды как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей. Семья как социальный институт общества особенна, чувствительна ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабиль ...

Навигация