Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи

Материалы о педагогике » Гендерные представления младших школьников из неполных семей » Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи

Страница 1

Половая идентификация – процесс осознания и переживания индивидом своей половой принадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных и психологических особенностей своего пола.

Половая идентичность – осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности.

Социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии, называется гендером. Базовым образованием в гендере является психологический пол личности, т.е. достижение определенного уровня полового самосознания и половой идентификации, реальное овладение мужской или женской ролью.

Для характеристики психологического пола используют понятия: маскулинность, фемининность, андрогинность. Маскулинность – это мужественность, представленность в личности человека типично мужских черт характер. Фемининность, наоборот, женственность, представленность в личности человека типично женских черт характер. Андрогинность – это представленность в личности человека на паритетных началах маскулинных и фемининных особенностей. Эти качества дополняют друг друга и повышают адаптивные возможности человека.

Процесс полоролевой идентификации начинается буквально с момента рождения ребенка.

Вначале усвоение происходит скорее бессознательно и пассивно.

На втором году жизни, еще не выделяя себя из других людей и не называя себя, ребенок уже знает – мальчик он или девочка. Сравнивая себя с другими людьми: мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, отцом и матерью, он узнает, что мальчики носят брюки, а девочки – платья, что мальчики играют в машинки, а девочки – в куклы.

В три года пол – характеристика непостоянная. Ребенок думает, что он может быть изменен.

К пяти-шести годам это проходит: трехлетний мальчик пугается обещания превратить его в девочку, пятилетний смеется над этой перспективой, не верит в возможность ее осуществления. Считается, что к пяти-шести годам ребенок формирует свою половую идентичность на уровне переживаний и ролевого поведения.

По З. Фрейду ребенок трех-пяти лет находится на фаллической стадии. В это время его развитие определяется бессознательным влечением к родителям противоположного пола. Влечение мальчика к матери называется комплекс Эдипа, девочки к отцу – комплекс Электры. Если девочка привязывается к отцу, мать для нее становится соперницей, и, наоборот, если мальчик привязан к матери, то отца он тоже воспринимает как соперника. Вследствие этого происходит амбивалентность детских переживаний. Внешне это выражается в напряженных отношениях с родителями своего пола.

По мнению З. Фрейда, к пяти годам происходит половая идентификация: ребенок относит себя к определенному полу и принимает на себя соответствующие роли и способы поведения. Личность к пяти годам уже сформирована.

На основе врожденных особенностей и под влиянием семьи и социального окружения ребенок непроизвольно выбирает для себя манеру поведения, которая наиболее полно соответствует его запросам и в то же время не противоречит общественным нормам, поэтому этап установления полоролевого поведения длится до двенадцати-тринадцати лет. В начале этого этапа дети четко разделяются по половому признаку, что заставляет их подчеркивать свою половую принадлежность и ускоряет развитие сексуальности. Именно в это время появляются первые осознанные вопросы сексуального плана как часть общих вопросов «о жизни» и как основание на наблюдениях за старшими.

Следующий этап – формирование психосексуальной ориентации – двенадцать-двадцать шесть лет – определение сексуального поведения. Изменение тела подростка, появление у него вторичных половых признаков и эротических переживаний способствует формированию половой идентичности взрослого человека, в которой соответствие общепринятым образцам маскулинности-фемининности играет ведущую роль.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Формирование культуры делового общения посредством работы в системе Интернет
Различные дидактические аспекты проблемы компьютеризации обучения разрабатывались в нашей стране Б.С. Гершунским, И.О. Логвиновым, В.С. Леднёвым, В.В. Рубцовым, А.Я. Савельевым, Н.Ф. Талызиной, и др. Но в работах вышеперечисленных авторов практически не затрагивались возможности включения в процесс ...

Методические разработки по теме «Бактерии»
Впервые бактерии были описаны в 1683 г. Антони ван Левенгуком. В настоящее время известно около 3000 видов бактерий. На земном шаре нет мест, где бы они ни обитали. Так в 1 г пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий, даже в 1 г льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий. К концу первых с ...

Диагностика учебной мотивации младших школьников
Изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого обучающегося. Результаты изучения становят ...

Навигация