Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи

Материалы о педагогике » Гендерные представления младших школьников из неполных семей » Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи

Страница 1

Половая идентификация – процесс осознания и переживания индивидом своей половой принадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных и психологических особенностей своего пола.

Половая идентичность – осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности.

Социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии, называется гендером. Базовым образованием в гендере является психологический пол личности, т.е. достижение определенного уровня полового самосознания и половой идентификации, реальное овладение мужской или женской ролью.

Для характеристики психологического пола используют понятия: маскулинность, фемининность, андрогинность. Маскулинность – это мужественность, представленность в личности человека типично мужских черт характер. Фемининность, наоборот, женственность, представленность в личности человека типично женских черт характер. Андрогинность – это представленность в личности человека на паритетных началах маскулинных и фемининных особенностей. Эти качества дополняют друг друга и повышают адаптивные возможности человека.

Процесс полоролевой идентификации начинается буквально с момента рождения ребенка.

Вначале усвоение происходит скорее бессознательно и пассивно.

На втором году жизни, еще не выделяя себя из других людей и не называя себя, ребенок уже знает – мальчик он или девочка. Сравнивая себя с другими людьми: мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, отцом и матерью, он узнает, что мальчики носят брюки, а девочки – платья, что мальчики играют в машинки, а девочки – в куклы.

В три года пол – характеристика непостоянная. Ребенок думает, что он может быть изменен.

К пяти-шести годам это проходит: трехлетний мальчик пугается обещания превратить его в девочку, пятилетний смеется над этой перспективой, не верит в возможность ее осуществления. Считается, что к пяти-шести годам ребенок формирует свою половую идентичность на уровне переживаний и ролевого поведения.

По З. Фрейду ребенок трех-пяти лет находится на фаллической стадии. В это время его развитие определяется бессознательным влечением к родителям противоположного пола. Влечение мальчика к матери называется комплекс Эдипа, девочки к отцу – комплекс Электры. Если девочка привязывается к отцу, мать для нее становится соперницей, и, наоборот, если мальчик привязан к матери, то отца он тоже воспринимает как соперника. Вследствие этого происходит амбивалентность детских переживаний. Внешне это выражается в напряженных отношениях с родителями своего пола.

По мнению З. Фрейда, к пяти годам происходит половая идентификация: ребенок относит себя к определенному полу и принимает на себя соответствующие роли и способы поведения. Личность к пяти годам уже сформирована.

На основе врожденных особенностей и под влиянием семьи и социального окружения ребенок непроизвольно выбирает для себя манеру поведения, которая наиболее полно соответствует его запросам и в то же время не противоречит общественным нормам, поэтому этап установления полоролевого поведения длится до двенадцати-тринадцати лет. В начале этого этапа дети четко разделяются по половому признаку, что заставляет их подчеркивать свою половую принадлежность и ускоряет развитие сексуальности. Именно в это время появляются первые осознанные вопросы сексуального плана как часть общих вопросов «о жизни» и как основание на наблюдениях за старшими.

Следующий этап – формирование психосексуальной ориентации – двенадцать-двадцать шесть лет – определение сексуального поведения. Изменение тела подростка, появление у него вторичных половых признаков и эротических переживаний способствует формированию половой идентичности взрослого человека, в которой соответствие общепринятым образцам маскулинности-фемининности играет ведущую роль.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст- период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста в психолого-педагогической литературе очень разнятся между собой. По словам Д.Б. Эльконина, различия ...

Использование пластико-ритмической гимнастики в воспитании детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В специальной литературе отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности ее развития. В связи с этим авторы подчеркивают необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с р ...

Дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза
Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока: деле ...

Навигация