История становления и развития кооперативного образования в России

Материалы о педагогике » История становления и развития кооперативного образования в России

Страница 2

Однако было бы неверно считать, что в течении длительного отрезка времени историография по исследуемой теме не обогащалась интересами и содержательными трудами. В целом ряде исследований авторы, рассматривая проблему кооперации, связывали ее развитие с механизмом человеческих отношений. Показательна в этом плане монография В.Б.Островского. Исследуя механизм деятельности колхозов, он утверждал, что для повышения производительности кооперативного труда необходимо решать социальные вопросы. Ученый использовал для своего анализа не только документальные источники, но и данные социологических обследований. Они позволили глубоко и убедительно раскрыть особенности крестьянской психологии, личностные оценки происходивших событий, а также мотивы человеческого поведения.

В таком же конструктивном ключе написана работа В.П.Данилова. Прослеживая трансформацию кооперации в аппарат распределения, он подчеркивает, что потребительская кооперация превратилась в технический аппарат Наркомпрода. Были уничтожены все кооперативные социальные институты и “происходило ее “огосударствление”, а частично и разрушение”.

Новый этап исследований приходится на вторую половину 80-х – первую половину 90-х гг. Он был связан с попыткой реформирования жизни общества в рамках политики “перестройки”, поиск новых путей развития бывшего СССР. Интересны в этом плане труды К.И. Вахитова , Л.Е. Файна, А.Н. Крашенинникова и др.

Усилился исследовательский интерес к вопросам взаимоотношений государства и кооперативного образования, актуализировалась нравственно- психологическая сторона кооперативного образования. Оказалось, что многие кооперативные образовательные учреждения не способны трудится в условиях экономической свободы, взросло внимание к изучению опыта кооперативного образования в отдельных регионах.

В 80-е, а особенно в 90-е годы в связи с радикальными переменами в историографии исследуемой темы усилился ее критический настрой. В этом отношении показательны работы Л.Е. Файна, Н.К. Фигуровской, Л.С.Фрид, Р.А. Москвитиной и др. Для всех этих работ объединяющей являлась мысль о возрождении в кооперативном движении демократических традиций, которые в последствии станут основой “возрожденной” кооперации. В это же время формируются исторические школы - саратовская, ивановская и московская, где глубоко и всесторонне исследуются вопросы кооперации.

В первую очередь необходимо отметить саратовскую школу, которая сложилась на базе Поволжского кооперативного института. Ее развитие связано с именем В.Н. Титаева, научные исследования которого посвящены актуальным проблемам потребительской кооперации юга России. Его монография “Власть. Бедность. Кооперация ” еще раз подтвердила тезис о том, что единственным путем выхода населения из бедности и нищеты “является развитие операции, где не последнюю роль играет кооперативное воспитание людей”, через систему кооперативного образования. Указывая на роль культурно-просветительской работы, В.Н. Титаев с современных позиций переосмысливает государственную политику в отношении кооперации, подчеркивает значение кооперативной идеологии и кооперативной философии.

Большой вклад в исследование теоретических аспектов кооперации вносит профессор Р.А. Москвитина. Она анализирует развитие и современное состояние потребительской кооперации России и ее социальной базы, а также впервые рассматривает кооперативное образование регионе и его влияние на повышение образовательного уровня населения в XX в.

Заслуживает внимание фундаментальное исследование профессора И.Н.Коновалова, посвященное вопросам кооперативного строительства в Поволжье и Приуралье. Рассматривая роль и значение слоев и групп сельского населения в кооперации, автор указывает на роль земств в создании кооперативов. И.Н. Коновалов первый поставил вопрос о культурно-просветительской деятельности кооперативов в северо-восточных и центрально-черноземных регионах России в конце XIX- начале XX вв.

Среди исследователей саратовской школы хотелось бы отметить и профессора В.В. Петрова. Рассматривая теоретические проблемы кооперации, он выявляет из прошлого теоретического и практического опыта все то, что можно использовать в современных условиях российских реформ и что может служить на пользу кооперации и обществу в целом.

Бесспорным достоинством ивановской исторической школы представленной работами Л.Е. Файна и других ученых, является их обращенность к историографии изучения кооперации, а также исследование исторического изучения кооперации, неоднократно, подчеркивал социальную роль кооперативной системы на всех исторических этапах.

Исследования Н.К. Фигуровской, Е.Н. Козловой, Т.Е. Кузнецовой и других ученых, представляющих московскую школу, характеризуется углубленным подходом к изучению региональной истории малых форм кооперации, содержательным анализом исторического опыта. Для нас они интересны удачным сочетанием общероссийского и регионального материала, что, несомненно, повышает их практическую ценность.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Принципы и методы организации педагогического действия
Организация процесса педагогического труда опираются на методы, которые вытекаю на таких исходных положений НОТП, как формулировка цели и задач (целиобразование), выбор целесообразных форм и методов труда, научно обоснованное планирование, выбор и целесообразное использование техники, средств труда ...

Игра как основная деятельность ребенка
Игра имеет важное значение в развитии ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Для того, чтобы руководить игрой ре ...

Требования к правильному составлению тестов. Основные правила подготовки материала для тестового контроля
Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность повышается при увеличении количества тестовых заданий. Установлено также, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежнос ...

Навигация