В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психолого-педагогической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В зарубежных исследованиях данная проблема отражена в работах Г. Гетпера (1936), А. Керна (1954), С. Штребеля (1957), Я. Штрасека (1970). Однако, узость этих исследований заключается в том, что в их рамках в основном осуществлялось создание тестов для определения особенностей развития тех или иных психических процессов ребенка готовящегося к поступлению в школу и их характеристик (объема, концентрации, активности, мобилизации). На основании подобных работ в зарубежной педагогической практике ввелся поиск индивидуальных путей обучения детей и поиска наиболее оптимальных средств развития их интеллектуальных способностей. В гораздо меньшей степени эти исследования ориентированы на теорию вопроса, в отличии от отечественных психологов, в работах которых содержится глубокая теоретическая проработка проблемы готовности к школе, идущая из трудов Л. С. Выготского, Л.И. Эльконина, П.Я. Гальперина, И.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова.
В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».
И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компонент.
Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В.Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе» представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».
Современный психологический словарь определяет психологическую готовность к школьному обучению как комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. При этом в этот комплекс вошли следующие составляющие:
- положительное отношение к учению и учебной деятельности – т.е. мотивационная готовность;
- достаточно высокий уровень развития произвольности поведения – волевая готовность;
- наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, определенный уровень развития познавательных процессов – умственная готовность;
- высокий уровень сформированности качеств, обеспечивающих установление взаимоотношений с взрослыми, сверстниками (выполнение совместной деятельности, вхождение в жизнь каждого коллектива и т.д.)
Т.О. на сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделить следующие компоненты (по данным Л.А. Венгер , А.Л. Венгер, В.В. Холмовский и д.р.):
1. личностную готовность;
2. интеллектуальную готовность;
3. социально-психологическую готовность;
Каждый из этих компонентов требует отдельного рассмотрения.
Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовность к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школе является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты к школьной жизни- портфель, учебники, тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Материалы по педагогике:
Принципы классификации электронных средств учебного
назначения
В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий для ВУЗов, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе: программно-методические (учебные планы и учебные программ ...
Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей
старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам ур ...
Влияние личности педагога на внеклассную деятельность младших школьников
Современный этап педагогической деятельности - это переход от информационно-объяснительной технологии к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, разви ...