Проявление заикания и его формы как одна из проблем современной логопедии и неврологии

Материалы о педагогике » Проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления » Проявление заикания и его формы как одна из проблем современной логопедии и неврологии

Страница 10

Поскольку во многих источниках заикание подразделяют на невротическое, неврозоподобное и смешанное, в таблице Приложения №1 приведена относительная характеристика каждого вида заикания. Некоторые показатели психического и физического развития лиц с разными типами заикания рассматриваются в Приложении №2. Психомоторное развитие в первые два года жизни детей с невротическим заиканием не отличается от здоровых детей. Оно может быть даже более ускоренным. Совершенно другая картина развития детей, страдающих неврозоподобным заиканием. Психомоторное развитие у них происходит с задержкой. Причиной патологии детей с невротическим заиканием является перенесенная в детстве психическая травма. Неврозоподобное заикание проявляется в период становления речи и причины его лежат значительно глубже.

В Приложении№3 приведены данные, свидетельствующие о влиянии некоторых социальных, психических и соматических факторов на характер проявления заикания. Страх речи, например, является обязательным фактором, усиливающим патологию у детей, страдающих невротическим заиканием. При неврозоподобном заикании оно возникает в момент возбуждения, поэтому страха речи как такого для этих детей не существует. Поэтому посттравматирующая ситуация мало влияет на патологию данных детей, и резко ухудшает речь детей с невротическим заиканием. Данные параклинических обследований при разных видах заикания показывают, что по общему состоянию здоровья дети с невротическим заиканием практически не отличаются от детей, не страдающих никаким видом заикания. При неврозоподобном заикании мы видим: преобладание субкомпенсированной гидроцефалии; преобладание органических изменений, нередко с повышенной судорожной готовностью; частые заболевания лор-органов.

Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях - как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

Таким образом, вопросы классификации заикания рассматриваются с разных позиций, но каждая из них является правомерной, так как имеет свое научное обоснование.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Материалы по педагогике:

Проблема образа в образовании
Из всего, что говорилось выше, наиболее острой и важной для нас представляется проблема отбора и работы с опорными образами-моделями, их «природосовместимости». Здесь многое остаётся неясным: и принципы отбора образов, и их иерархия (если она есть), и использование одних и тех же опорных образов дл ...

Современное понятие содержания образования, его цели и задачи
Образование во все времена было и остается соразмерным процессу исторического развития человеческого сообщества. Осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена было и остается основным компонентом образовательного процесса - объективным требованием времени. Изуч ...

Ретроспективный анализ становления принципа наглядности
Процесс обучения - это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...

Навигация