Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние 10-15 лет, привели к решительному пересмотру и роли иностранного языка в жизни российского общества. Это проявляется в том, что иностранный язык изучают как взрослые на самых различных курсах, так и дети в условиях семьи, в детском саду или школе.
Новый базисный учебный план школы предусматривает обязательное изучение иностранного языка уже в начальной школе, начиная со 2-го класса. Причём в многонациональной России иностранный язык вводится в условиях двуязычия (сочетания родного и иностранного языка), что является реальным шагом к постепенному утверждению в нашей стране многоязычия как обычной нормы, соответствующей мировым тенденциям развития образования в ХХI веке, объявленным ЮНЕСКО веком полиглотов.
В настоящее время в России интенсивно развиваются школы нового типа: гимназии, лицеи, авторские школы. Вместе с тем повышаются требования и к обычным общеобразовательным школам. В связи с этим остро встаёт вопрос о содержании и методике преподавания иностранного языка. При написании программ учитывается международный опыт многоязычного образования в естественной билингвистической среде, а также сложившийся отечественный опыт языковых школ, и возможности усиления их образовательного потенциала в открытом обществе, в котором интенсивно развиваются прямые международные связи между российскими и международными фирмами, предприятиями, организациями, устанавливаются прямые связи между российскими и зарубежными школами и разрабатывается совместные образовательные программы по обмену учащимися, совместной деятельности школ как партнёров в области общеевропейского образования, международного развития школьников.
Новые политические, социально-экономические и культурные реалии в России и во всём мире, влияние технологических достижений цивилизации на развитие мировой языковой индустрии потребовали расширения функций иностранного языка как учебного предмета и, соответственно, уточнения целей его изучения в современном обществе.
Основная цель обучения иностранному языку – развитие способностей школьников использовать язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурном развитие школьников средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и послешкольного образования, молодёжного туризма (в том числе в образовательных и профессиональных целях), сфере народной дипломатии, к использованию иностранного языка как средства самообразования в интересующих областях человеческого знания, в качестве инструмента индивидуально-личностного проникновения в культуры других народов и ознакомления их с особенностями жизни и быта россиян, духовным развитием России и её вкладом в мировую культуру.
Решение столь сложных задач невозможно без обучения школьников технологии языкового самообразования, а именно: обучение технике работы с различными видами иноязычной справочной литературы в российских и зарубежных библиотеках, ознакомление со способами обобщения результатов языкового, речевого и социокультурного наблюдения в виде схем, схематизированных таблиц и правил, развитие культуры работы с аутентичными материалами (аудио- и видеоматериалами), а также обучение способам наблюдения за своим языковым развитием.
Для достижения этих целей необходимо учитывать возрастные особенности школьников. На первой ступени обучения большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся желания изучать иностранный язык, коммуникативных потребностей в приобретении друзей в разных уголках мира, познавательных потребностей в открытии мира зарубежных ровесников.
Обучение «Азбуке вежливости» средствами иностранного и родного языков является междисциплинарным стержнем обучения элементарным основам этики межличностного общения в быту, в школе, на игровых площадках, в магазине и так далее.
Материалы по педагогике:
Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические
характеристики: содержательную и динамическую
Содержательные характеристики: 1. наличие личностного смысла учения. 2. действенность – влияние мотива на учение и поведение (реально действующий или значимый мотив). Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зре ...
Система действий учителя в рамках «Школы социальной деятельности подростка»
Для понимания действий учителя и соответствующих им действий учеников, методом включенного наблюдения нами были выделены этапы разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация рефлексия. Таким образом, в таблице 3.1. пред ...
Создание и развитие системы среднего музыкального образования в г. Белгороде
Система среднего музыкального образования в г.Белгороде представлена двумя учебными заведениями: Белгородским музыкальным училищем им. С.А.Дегтярева и Белгородским колледжем культуры искусств. Толчком для развития среднего музыкального образования был 1954 год, когда Белгород становится областным ц ...