Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Материалы о педагогике » Особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения » Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Страница 1

Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

вид нарушаемой нормы;

психологические цели поведения и его мотивация;

результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

индивидуально - стилевые характеристики поведения.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А.Клейберг, выделяют 3 основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально - нейтральные (например, попрошайничество).

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности принадлежит Ц.П.Короленко и Т.А.Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на 2 большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой - либо сфере знания.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешне деструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально - этических, культурных) и соответственно внешне деструктивное поведение.

Во втором случае – внутри деструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, её регресс, и соответственно внутри деструктивное поведение.

1. Внешнедеструктивное поведение делится на аддиктивное и антисоциальное.

- Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально- безнравственного поведения.

2. В группе внутридеструктивного поведения Ц.П.Короленко и Т.А.Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутетическое поведение.

Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства.

Конформистское - поведение, лишённое индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты.

Нарциссическое - управляется чувством собственной грандиозности.

Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам.

Аутетическое — проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погружённости в мир собственных фантазий.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению учёных, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной её изоляции. В соответствии с перечисленными критериями выделим 3 основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (деликвентное) поведение, (асоциальное (аморальное) поведение), аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. Антисоциальное (деликвентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещённые законодательством.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» – искусство, мастерство, ремесло и «логос» – наука. Технологией обычно называют процесс переработки исходного мате ...

Культурно-массовая работа в классе, организуемая представителями родительского комитета
Культурное развитие личности ребенка – одна из неотъемлемых частей учебно-воспитательного процесса. Поэтому и задача школы, и задача семьи – повысить степень приобщения ребенка к культурному наследию общества, а также обеспечить такие формы работы в классе, которые способствовали бы формированию чу ...

Просветительская деятельность М.В. Ломоносова. Печатное слово
Стремление Петра к просвещению России, к распространению наук было особенно дорого Ломоносову. Из­вестно, как много труда вложил великий ученый в дело просвещения России. Он неустанно думал над способами популяризации научных знаний среди широких масс народа. Он предлагал, например, не ограничивать ...

Навигация