Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Материалы о педагогике » Особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения » Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Страница 1

Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

вид нарушаемой нормы;

психологические цели поведения и его мотивация;

результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

индивидуально - стилевые характеристики поведения.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А.Клейберг, выделяют 3 основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально - нейтральные (например, попрошайничество).

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности принадлежит Ц.П.Короленко и Т.А.Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на 2 большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой - либо сфере знания.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешне деструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально - этических, культурных) и соответственно внешне деструктивное поведение.

Во втором случае – внутри деструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, её регресс, и соответственно внутри деструктивное поведение.

1. Внешнедеструктивное поведение делится на аддиктивное и антисоциальное.

- Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально- безнравственного поведения.

2. В группе внутридеструктивного поведения Ц.П.Короленко и Т.А.Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутетическое поведение.

Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства.

Конформистское - поведение, лишённое индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты.

Нарциссическое - управляется чувством собственной грандиозности.

Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам.

Аутетическое — проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погружённости в мир собственных фантазий.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению учёных, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной её изоляции. В соответствии с перечисленными критериями выделим 3 основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (деликвентное) поведение, (асоциальное (аморальное) поведение), аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. Антисоциальное (деликвентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещённые законодательством.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии
Коррекционная работа с детьми имеет свою специфику, так как проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет, к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет более гибко п ...

Построение и структура утренней гимнастики
Утренняя гимнастика начинается со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается ...

Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, проявляющих к изучению математики повышенный интерес и способности
Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по математике - занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям: 1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям. 2. Расширение и углубление знаний уча ...

Навигация