Многими психологами подчеркивались и выделялись два феномена игры: фантазии и поглощенность вымыслом. В игре как бы смешаны все возможные формы поведения в единый клубок, и именно поэтому игровые действия носят незавершенный характер. По мнению П.П Блонского., удовлетворительной теории игры пока нет и не может быть потому, что термин «игра» прилагается к самым разнообразным видам деятельностей.
П.П.Блонский указывает на те виды деятельности детей, которые обычно объединяются термином «игра», и дает их анализ. Это 1) мнимые игры, 2) строительные игры, 3) подражательные, 4) драматизации, 5) подвижные, 6) интеллектуальные. Мнимыми играми, которые вообще нельзя назвать играми, являются манипуляции импульсивного происхождения у младенца, нервнобольного и т.д.; объяснение этих импульсивных манипуляций дает неврология. С другой стороны, неправильно называть играми и экспериментирующие исследования ребенка. Что касается строительных игр, то это – строительное искусство ребенка. В свою очередь, подражательные игры и драматизации – драматическое искусство ребенка. Подвижные игры так же не что иное, как драматизация, в которой огромную роль играет бег. Даже интеллектуальные игры по своему происхождению – драматизации (сражение войск и т.д.). таким образом то, что мы называем игрой, есть, в сущности, строительное и драматическое искусство ребенка.
Бойтендайк в своей теории игры отделяет собственно упражнение от игры, указывая, что такие подготовительные упражнения существуют, но когда они являются таковыми, то не являются игрой.
Также в практике школьного обучения в чистом виде применение игры случается не так часто как обычно принято думать, применяются лишь ее элементы: игровая ситуация, прием, упражнение. На самом деле, на уроке применяется все-таки не сама игра в совокупности ее определений, понятия и принципов. Перечисленные теории дают возможность говорить об игротехнике, то есть о применении техничной характеристики игры, определенного процесса игры. Игра - как процесс. Вероятно, есть мотив говорить об игротехнике как уточненном методе обучения. Откуда взялась такая тенденция? Из изложенного в предыдущем параграфе известно, что игра предполагает добровольность участия и добровольность выполнения определенных ролей. Однако на уроке, несмотря на всю демократичность, все-таки мы говорим об относительной добровольности, учитель и учащиеся понимают, что выполнение целей урока необходимо и включение в процесс обучения даже в игре обязателен. Условия урока, а именно поэтапность, переключение видов деятельности, ограниченность времени, необходимость включенности в работу, не способствуют проведению игры в чистом виде на уроке. Именно способ игровой деятельности помогают реализовать задачи обучения, а конкретно – игротехника.
Игротехника как метод обучения относится к практическим методам (классификация методов обучения по источникам знаний: Н.М.Верзилин, Е.Я.Голант, Е.И.Петровский). Игротехника как метод рассматривается как специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которой ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.
Материалы по педагогике:
Технология проектирования педагогического процесса
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирования, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Технологию проектирования педагогического процесса можно представить как единство технологии проектиров ...
Специфика изучения зарубежной драматургии в трудах литературоведов и
методистов
Многовековая история искусства драматургии от эпохи Античности до наших дней отразила в себе наиболее яркие и значимые явления и тенденции развития человеческого общества. Стремясь отразить наиболее острые и значимые для человека своего времени проблемы бытия в сценическом действии, драматургия ста ...
Понятие психологической готовности к обучению в школе и подходы к его
определению в психолого-педагогической литературе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психолого-педагогической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются ...