Понятие, цели, принципы игротехники

Страница 1

Многими психологами подчеркивались и выделялись два феномена игры: фантазии и поглощенность вымыслом. В игре как бы смешаны все возможные формы поведения в единый клубок, и именно поэтому игровые действия носят незавершенный характер. По мнению П.П Блонского., удовлетворительной теории игры пока нет и не может быть потому, что термин «игра» прилагается к самым разнообразным видам деятельностей.

П.П.Блонский указывает на те виды деятельности детей, которые обычно объединяются термином «игра», и дает их анализ. Это 1) мнимые игры, 2) строительные игры, 3) подражательные, 4) драматизации, 5) подвижные, 6) интеллектуальные. Мнимыми играми, которые вообще нельзя назвать играми, являются манипуляции импульсивного происхождения у младенца, нервнобольного и т.д.; объяснение этих импульсивных манипуляций дает неврология. С другой стороны, неправильно называть играми и экспериментирующие исследования ребенка. Что касается строительных игр, то это – строительное искусство ребенка. В свою очередь, подражательные игры и драматизации – драматическое искусство ребенка. Подвижные игры так же не что иное, как драматизация, в которой огромную роль играет бег. Даже интеллектуальные игры по своему происхождению – драматизации (сражение войск и т.д.). таким образом то, что мы называем игрой, есть, в сущности, строительное и драматическое искусство ребенка.

Бойтендайк в своей теории игры отделяет собственно упражнение от игры, указывая, что такие подготовительные упражнения существуют, но когда они являются таковыми, то не являются игрой.

Также в практике школьного обучения в чистом виде применение игры случается не так часто как обычно принято думать, применяются лишь ее элементы: игровая ситуация, прием, упражнение. На самом деле, на уроке применяется все-таки не сама игра в совокупности ее определений, понятия и принципов. Перечисленные теории дают возможность говорить об игротехнике, то есть о применении техничной характеристики игры, определенного процесса игры. Игра - как процесс. Вероятно, есть мотив говорить об игротехнике как уточненном методе обучения. Откуда взялась такая тенденция? Из изложенного в предыдущем параграфе известно, что игра предполагает добровольность участия и добровольность выполнения определенных ролей. Однако на уроке, несмотря на всю демократичность, все-таки мы говорим об относительной добровольности, учитель и учащиеся понимают, что выполнение целей урока необходимо и включение в процесс обучения даже в игре обязателен. Условия урока, а именно поэтапность, переключение видов деятельности, ограниченность времени, необходимость включенности в работу, не способствуют проведению игры в чистом виде на уроке. Именно способ игровой деятельности помогают реализовать задачи обучения, а конкретно – игротехника.

Игротехника как метод обучения относится к практическим методам (классификация методов обучения по источникам знаний: Н.М.Верзилин, Е.Я.Голант, Е.И.Петровский). Игротехника как метод рассматривается как специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которой ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Свойства алгоритма
Алгоритм можно понимать и следующим образом, это точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Объясним смысл этих слов что такое «точное предписание»? Это означает, что предписание, задающее алгоритм, ...

Игра как основная деятельность ребенка
Игра имеет важное значение в развитии ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Для того, чтобы руководить игрой ре ...

Роль игры и упражнения в системе развития индивидуальных способностей у старших дошкольников
Исключительное значение для разностороннего развития дошкольника имеет игра, позволяющая ребёнку проявлять собственную активность и наиболее полно реализовать свои возможности. Игра – как основная форма организации детской жизни – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к с ...

Навигация