Использование игры и игровых ситуаций на логопедических занятиях у детей с дислалией

Материалы о педагогике » Использование игры и игровых ситуаций на логопедических занятиях у детей с дислалией

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.

Попытки создать специфические логопедические игры иногда выливаются в удачные формы, но нередко они надуманы и неинтересны для детей.

Термин "логопедические игры" весьма неудачен, ибо таких игр в номенклатуре дошкольной педагогики не значится. Есть игры сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры-драматизации и пр. Номенклатура игр строится в зависимости от формы их проведения, а не от задач, которые они ставят. Поэтому правильнее говорить об использовании общеизвестных видов игр в логопедической работе с детьми.

В литературе о детском воспитании опубликовано много уже апробированных на практике разнообразных игр. Знание их, умение использовать в целях коррекции различных дефектов речи у детей - в этом мы видим задачу логопеда сегодня.

Данная работа посвящена рассмотрению формирования умений, навыков правильного воспроизведения звуков речи (фонем), изучения и логопедической коррекции.

На современном этапе полноценное развитие речи ребенка 5-6 лет как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач дошкольного образования является одной из важных посылок готовности к школьному обучению, процесса социальной адаптации в обществе.

дислалия логопедический звукопроизношение игра

Актуальность темы

обуславливается тем, что за последние годы резко увеличилось количество детей с дефектом речи. Одним из наиболее распространенных является дислалия. Дислалия по статистическим данным отечественных и зарубежных исследователей показали, что недостатки произношения имеются в 25-30 % детей дошкольного возраста (5-6 лет).

На рост числа детей с нарушением звукопроизношения речи влияет целый ряд факторов. К этим факторам можно отнести:

ухудшение экологической и социальной обстановки;

высокий процент соматических заболеваний;

недостатки медицинской помощи при родах и выхаживания детей после родовых осложнений.

Эти и другие факторы в значительной степени приводят к нарушению развития высших - психических функций ребенка, в том числе и речевых.

Проблема специфики речевого развития детей с нарушением звукопроизношения (у логопатов) в старшем дошкольном возрасте являются исключительно актуальной. Нереализованные речевые возможности в личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании его личности.

Цель данной курсовой работы

- выявить виды, характер игры и игровых ситуаций для обследования детей дошкольного возраста с дислалией.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие дислалии, включая формы дислалии.

2. На основе изученных теоретических источников дать характеристику игровой методике на логопедических занятиях.

3. Выявить виды игр для формирования правильного звукопроизношения.

4. Провести экспериментальное исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с дислалией с использованием игр и игровой ситуации.

Объектом исследования

является процесс формирования умений навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Предметом исследования

является специализация дидактической игры и приемы в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками.

Методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

психологический эксперимент:

наблюдение;

количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Практическая значимость

. Данная работа адресована студентам дефектологического института, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

Структура курсовой работы: В первой главе работы на основе анализа 13 источников дано понятие дислалии и рассмотрены ее формы. На основе 10 источников рассмотрено значение игры и игровой ситуации в логопедической работе. Во второй главе работы содержится описание организации экспериментального исследования, методика его проведения и результаты.

Материалы по педагогике:

Понятие и психолого-педагогическая характеристика детей 7-8 лет с задержкой психического развития
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в обучении, в адаптации и социальном окружении. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число лиц с отклонениями в развитии ...

Организация индивидуальной работы учителя с детьми
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним. Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии ...

Классификация внеклассной работы
Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы по математике. 1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного мате ...

Навигация