Для проведения любой практической деятельности, эксперимента, необходим тщательный подбор определенных методик, касающихся основной проблемы. Логопеду необходимо знать, какую методику нужно использовать, какие методы при работе с детьми необходимы. Главное - правильно провести обследование, отработать полученные данные и сделать верное логопедическое заключение, тем самым определить диагноз ребенка. Подбор методик проводится с использованием полученных данных при обследовании и сугубо индивидуальными особенностями детей.
Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведений звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т.е. узнавать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.
Многолетняя практика и поиск новых путей повышения результативности логопедической работы показал, что положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации логопедических занятий. Отсюда зависит дальнейшая работа, направленная на развитие речи, которая ведется с помощью игровых приемов и методов.
Экспериментальное исследование
Для правильного выявления речевой готовности необходимо провести диагностику посредством тестов. Эти тесты направлены на определение общего развития устной речи, а также на критерии оценки звуковой стороны речи у детей данной группы.
Мы использовали в своей работе комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей, разработанный исследованием Ф.Г. Доскалова . Для этого мы взяли 16 детей (5-6 лет) старшей группы ДОУ № 65 Комитета образования г. Читы. При помощи теста, направленного на изучение уровня речевой коммуникации детей, определили уровень речевой коммуникации.
Таблица
№ |
Критерии оценки коммуникативных умений детей |
Оценка в баллах |
Уровень речевой коммуникации |
1 |
Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета |
3 |
Высокий |
2 |
Ребенок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое |
2 |
Средний |
3 |
Ребенок малоактивен и мало разговаривает в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передать их содержание |
1 |
Низкий |
Второй тест направлен на изучение состояния звуковой стороны речи. Речь у детей оценивается в баллах (Приложение).
В результате из выделенной группы детей говорит о том, что уровень развития стороны речи в данной группе колеблется между нижним и средним.
Для проверки умений дифференцировать звуки, детям предлагались подобранные иллюстрации с теми звуками речи, которые бывают нарушенными у детей (с, с`; з, з`; ц, ш, ж, ч,щ, р, р`, л, л`) и др.
Материалы по педагогике:
Кружковые занятия по математике и методика её проведения
Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъя ...
Создание и развитие системы высшего музыкального образования в г. Белгороде
Имея широкую сеть детских музыкальных школ, два средних учебных заведения, дающих музыкальное образование, город Белгород не имел долгое время высшего музыкально-образовательного учреждения. Получить высшее музыкальное образование можно было лишь покинув пределы города. Студенты из г.Белгорода обуч ...
Современные представления о дисграфии
По определению Р.И.Лалаевой дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Полная неспособность овладения письмом или утрата навыка письма в результате череп ...