В специальной литературе отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности ее развития. В связи с этим авторы подчеркивают необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами. Эта работа может проводиться параллельно с другими коррекционными мероприятиями, а также может быть непосредственно включена в процесс логопедического и коррекционно-воспитательного воздействий на детей, страдающих речевыми нарушениями.
В настоящее время особое внимание уделяется разработке методики проведения ритмики, логопедической ритмики, пластико-ритмической гимнастики как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Задачей данного раздела коррекционной системы являлось раскрытие некоторых возможностей применения пластико-ритмической гимнастики в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Пластико-ритмическая гимнастика строится на импровизации в танце, образных движениях аудиовизуальных картин, предлагаемых педагогом. Воспроизведение образов в целостных двигательных связках пластико-ритмического танца происходит в условиях творческого эмоционального восприятия зримых картин и слышимых музыкальных звуков. Гармоническое сочетание духовных образов и физических движений в ходе пластико-ритмического урока создает положительный эффект психо-физического и эстетического воздействия в сложном комплексе педагогического процесса.
Структура занятия по пластико-ритмической гимнастике, по мнению Г.В. Пахомовой, должна отражать ее специфику, и состоять из четырех частей: подготовительной (10% времени), разминки (10%), основной (60%) и заключительной (20%). В подготовительной руководитель занятия настраивает занимающихся методами психотерапии, разминка проводится под музыку, в основной части даются упражнения в зависимости от контингента обучающихся и этапа обучения, в заключительной части даются этюды, составляются схемы танцевальных движений, танцевальные композиции по заданной мелодии, индивидуальная работа по импровизации.
Г.В. Пахомова отмечает, что определяющим звеном техники выполнения упражнений в пластико-ритмической гимнастике, является связь движений и музыкального сопровождения на основе ассоциаций, а главная задача обучения технике выполнения упражнений - их осмысление.
Следует отметить, что в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи, каким является ДОУ "Улыбка", методика проведения пластико-ритмической гимнастики разработана недостаточно.
В течение нескольких лет специалистами ДОУ "Улыбка" используется пластико-ритмическая гимнастика в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими как общим, так и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Опыт показывает, что в коррекционно-развивающем обучении данного контингента детей могут применяться как специальные занятия по пластико-ритмической гимнастике, так и отдельные элементы этих занятий, которые могут быть включены в процесс фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
Специальные занятия по пластико-ритмической гимнастике проводятся нами с учетом общеразвивающих и коррекционных задач обучения и воспитания детей с ОНР и ФФНР.
Рассмотрим методику проведения пластико-ритмической гимнастики в экспериментальной подгруппе детей с ФФНР старшего дошкольного возраста.
Материалы по педагогике:
Требования к правильному составлению тестов. Основные
правила подготовки материала для тестового контроля
Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность повышается при увеличении количества тестовых заданий. Установлено также, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежнос ...
Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст- период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста в психолого-педагогической литературе очень разнятся между собой. По словам Д.Б. Эльконина, различия ...
Сущность социальной работы как науки
Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли так ...