Условия формирования креативно-мыслящей личности в процессе преподавания предмете «Технология»

Материалы о педагогике » Художественная обработка материалов на уроках технологии » Условия формирования креативно-мыслящей личности в процессе преподавания предмете «Технология»

Страница 1

В толковом словаре креативный означает – творческий, созидательный, новаторский.

Креативность – это способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту в котором он находится. Таким продуктом может быть, например, идея, музыкальное произведение, рассказ, новая технология. Креативность – сложное образование.

Борис Бим-Бад в статье «Тайны» образовательной политике» пишет: «Сейчас, правящие и господствующие группы, оказались в трудном для себя положении: рынок труда остро нуждается в здравомыслящем работнике, нуждается ныне в таких ключевых умениях выпускников школ, как способность действовать в социально и культурно разнородных группах и действовать самостоятельно. А также – в способности ориентироваться в быстро меняющемся мире и получать новые познания. От любых работников ожидается не просто и только разумность, но и нестандартность, и критичность мышления – креативные качества».

Чтобы развить в ребенке какие-то навыки, знания, необходимо самому обладать этими навыками, т.е. учитель должен быть творчески развитой личностью, новатором своих идей. В общем, учитель сам должен быть креативным и в мыслях и делах.

Изучая выступления Морозова А.В. на ΙΙ-ой Всероссийской научно-практической конференции, прочла, «что большинство людей не осознают или осознают с запозданием происходящие в мире и в их жизни изменения. Однако, эти изменения, тем не менее, отражаются в их деятельности. Они также реагируют на новые, предъявляемые им жизнью и обществом требования. Происходят изменения в структуре личности, в мотивации, в мышлении. У человека начинает формироваться активное отношение к новой деятельности. Внешние, изменившиеся обстоятельства позволяют раскрыться специфическим личностным качествам, отвечающим требованиям жизни».

Необходимость адаптироваться к новой жизни в условиях социальной нестабильности требует от человека умения преодолеть изменения, которые произойдут в мире и в его жизни в результате собственных активных действий или идей, воспринятых и реализованных другими людьми. Успех и реальные достижения человека, положительная оценка его действий членами социальной группы, к которой он принадлежит, будут определяться на основе прогнозирования им тех изменений, которые произойдут в результате активных действий.

Для реализации активности личности и ее инновационной деятельности сегодня имеются большие возможности. Этому способствует ряд изменений, происходящих в жизни и отражающихся в мышлении человека. Главное из них снятие ограничений профессиональной деятельности, что позволяет воспринимать значительно более широкий круг внешних явлений. Уменьшение предвзятых, а главное, навязываемых мнений и суждений и увеличение потока информации обеспечивает необходимую свободу действий, своевременное реагирование на внешние изменения.

Поэтому нельзя вмешиваться в процесс созидания, мышления, действий. Человек должен сам двигаться в своих познаниях и умениях, даже если они ошибочны. Так идет процесс познания. Мы можем только ненавязчиво давать советы, при этом правильно аргументировать свои пожелания, доказательства. Только так, я думаю, можно развить творческие способности.

В условиях социальной нестабильности в качестве важного фактора эффективности и гармоничности деятельности выступают изменения в мышлении во взаимосвязи с изменением мотивов поведения преподавателя и его ценностных ориентаций. Преобладание положительной мотивации определяет и стиль поведения педагога: он в большей степени учитывает объективные условия деятельности, активно ищет выход из сложных ситуаций, адекватно реагирует на неудачи, оказывается более изобретательным в создании программы достижения цели.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогу (особенно креативному) сложнее адаптироваться в профессиональном социуме, а креативность, как правило, выступает фактором, препятствующим эффективной адаптации в профессиональной среде, но, вместе с тем, креативность педагога является фактором, обеспечивающим эффективную адаптацию непосредственно к условиям педагогической деятельности.

Нельзя обсуждать проблемы творчества преподавателя без привязки к нравственным критериям личности. Чем продуктивнее человек, тем больше его ответственность за то, посвящены ли его усилия чему-то высокому, благородному, или им руководят эгоистические побуждения. Творческая активность становится крайне опасной, духовно ущербной, если она беспринципна и глуха к абсолютным ценностям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Комплекс упражнений направленных на развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста
Разрабатывая данный комплекс упражнений партерной гимнастики мы познакомились и изучили такие источники, как «Сборник программ дополнительного образования художественно – эстетического направления» выпуск I, объединение «Дворец молодёжи», 2003 год издания, Екатеринбург; образовательная программа «С ...

Тестирование личностных характеристик детей
Цель тестирования: изучение личностных характеристик детей (их ценностных ориентаций). Результаты тестирования нужны во всех случаях, когда возникает практическая необходимость оценки эмоциональных и поведенческих отклонений, когда надо принять решение о создании наиболее благоприятных условий обуч ...

Работоспособность младших школьников
Работоспособность – это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординиров ...

Навигация