Условия формирования креативно-мыслящей личности в процессе преподавания предмете «Технология»

Материалы о педагогике » Художественная обработка материалов на уроках технологии » Условия формирования креативно-мыслящей личности в процессе преподавания предмете «Технология»

Страница 1

В толковом словаре креативный означает – творческий, созидательный, новаторский.

Креативность – это способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту в котором он находится. Таким продуктом может быть, например, идея, музыкальное произведение, рассказ, новая технология. Креативность – сложное образование.

Борис Бим-Бад в статье «Тайны» образовательной политике» пишет: «Сейчас, правящие и господствующие группы, оказались в трудном для себя положении: рынок труда остро нуждается в здравомыслящем работнике, нуждается ныне в таких ключевых умениях выпускников школ, как способность действовать в социально и культурно разнородных группах и действовать самостоятельно. А также – в способности ориентироваться в быстро меняющемся мире и получать новые познания. От любых работников ожидается не просто и только разумность, но и нестандартность, и критичность мышления – креативные качества».

Чтобы развить в ребенке какие-то навыки, знания, необходимо самому обладать этими навыками, т.е. учитель должен быть творчески развитой личностью, новатором своих идей. В общем, учитель сам должен быть креативным и в мыслях и делах.

Изучая выступления Морозова А.В. на ΙΙ-ой Всероссийской научно-практической конференции, прочла, «что большинство людей не осознают или осознают с запозданием происходящие в мире и в их жизни изменения. Однако, эти изменения, тем не менее, отражаются в их деятельности. Они также реагируют на новые, предъявляемые им жизнью и обществом требования. Происходят изменения в структуре личности, в мотивации, в мышлении. У человека начинает формироваться активное отношение к новой деятельности. Внешние, изменившиеся обстоятельства позволяют раскрыться специфическим личностным качествам, отвечающим требованиям жизни».

Необходимость адаптироваться к новой жизни в условиях социальной нестабильности требует от человека умения преодолеть изменения, которые произойдут в мире и в его жизни в результате собственных активных действий или идей, воспринятых и реализованных другими людьми. Успех и реальные достижения человека, положительная оценка его действий членами социальной группы, к которой он принадлежит, будут определяться на основе прогнозирования им тех изменений, которые произойдут в результате активных действий.

Для реализации активности личности и ее инновационной деятельности сегодня имеются большие возможности. Этому способствует ряд изменений, происходящих в жизни и отражающихся в мышлении человека. Главное из них снятие ограничений профессиональной деятельности, что позволяет воспринимать значительно более широкий круг внешних явлений. Уменьшение предвзятых, а главное, навязываемых мнений и суждений и увеличение потока информации обеспечивает необходимую свободу действий, своевременное реагирование на внешние изменения.

Поэтому нельзя вмешиваться в процесс созидания, мышления, действий. Человек должен сам двигаться в своих познаниях и умениях, даже если они ошибочны. Так идет процесс познания. Мы можем только ненавязчиво давать советы, при этом правильно аргументировать свои пожелания, доказательства. Только так, я думаю, можно развить творческие способности.

В условиях социальной нестабильности в качестве важного фактора эффективности и гармоничности деятельности выступают изменения в мышлении во взаимосвязи с изменением мотивов поведения преподавателя и его ценностных ориентаций. Преобладание положительной мотивации определяет и стиль поведения педагога: он в большей степени учитывает объективные условия деятельности, активно ищет выход из сложных ситуаций, адекватно реагирует на неудачи, оказывается более изобретательным в создании программы достижения цели.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогу (особенно креативному) сложнее адаптироваться в профессиональном социуме, а креативность, как правило, выступает фактором, препятствующим эффективной адаптации в профессиональной среде, но, вместе с тем, креативность педагога является фактором, обеспечивающим эффективную адаптацию непосредственно к условиям педагогической деятельности.

Нельзя обсуждать проблемы творчества преподавателя без привязки к нравственным критериям личности. Чем продуктивнее человек, тем больше его ответственность за то, посвящены ли его усилия чему-то высокому, благородному, или им руководят эгоистические побуждения. Творческая активность становится крайне опасной, духовно ущербной, если она беспринципна и глуха к абсолютным ценностям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Организационно – педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации в развитии креативности у школьников
Организационно-педагогические условия – это совокупность взаимосвязанных мер обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом. В соответствии с принципом динамизма система организационных условий направлена на обеспечение развития образовательного процесса и включает в себя: пла ...

Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии
Подростковый возраст был и остается одним из самых сложных и неопределенных возрастов на общей кривой детского развития. На сегодняшний день в отечественной психологии нет сколько-нибудь стройной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, учитывала бы все возрастные ...

Принципы целевого отбора текстов
Коммуникативно-прагматический подход к фактам языка, рассмотрение их в русле теории речевой деятельности, характерное для лингвистических и психологических исследований последних лет, представляется особенно плодотворным и перспективным для методики. И это не удивительно, поскольку основной задачей ...

Навигация