Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий

Материалы о педагогике » Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации у младших школьников » Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий

Страница 1

Домашнее задание, как и урок, относится к числу форм организации учeбнo-вocпитaтeльнoгo процесса в школе. Домашнее задание органично связано с уроком, оно либо его предваряет, либо продолжает и вне его не мыслится.

Домашнее задание — это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающий в новых условиях. Ученику предлагается возможность самостоятельно выполнить часть учебной работы при предварительном обучении способам ее выполнения. Работа над заданием строго дозируется с учетом особенностей предмета, возраста, характера конкретного изучаемого материала, контролируется и часто самостоятельно оценивается. Выполняется это задание после уроков, дома, отчего и получило такое название.

Научных исследований по домашним заданиям очень мало. Известно только, что продолжительность времени выполнения домашнего задания зависит не столько от его объема, сколько от уровня развития познавательных потребностей и мотивации учения. Чем выше эти показатели, тем дольше ребенок сидит за домашними заданиями и наоборот — чем ниже уровень развития этих потребностей и мотивации, тем меньше времени ученик тратит на уроки. На время и качество выполнения домашнего задания влияют также умение регулировать учебную деятельность, степень владения приемами учения. По исследованиям известно, что почти 40% хорошо успевающих учащихся считают домашние задания легкими, таковых среди слабо успевающих менее 10%. Скучными и неприятными их считают в основном отличники и хорошисты и менее всего слабоуспевающие дети. Важность домашних заданий, хотя и по разным причинам, признают все участники педагогического процесса.

Домашнее задание может быть индивидуальным, групповым и даже коллективным, например, задание по выпуску тематического бюллетеня по предмету, составления альбома поговорок, пословиц или загадок, любимых родными и близкими людьми, банка самых трудных учебных задач, описанию наблюдений за природой и т.д. При таких заданиях создается ощущение дееспособности класса и без учителя. Если на уроке мало времени для проведения бригадных форм организации учебного труда, то внеучебная деятельность к этому просто располагает. Класс живет интересным заданием без помощи учителя.

Вопрос — когда лучше выполнять домашнее задание: сразу же в день, когда оно задано и еще свежа в памяти информация, полученная на уроке, или к тому дню, когда по расписанию вновь будет поставлен данный предмет? Вечный спор на эту тему так и не закончен. Школьники давно «проголосовали» за второй вариант, хотя наука более отстаивает первый. Так тому и быть. В этом тоже есть смысл. Если все это имеет место, то единственно верный и неизбежный путь — это учить перед самим уроком. Так что бороться с этим пока бесполезно.

Следует также остановиться на роли школьного дневника в выполнении домашнего задания и в конечном итоге в повышении качества урока. Учащиеся видели в нем «доносчика» родителям о своих проступках, пропусках и неуспехах. Ликвидация дневников быстро сказалась на развитии памяти учащихся самым дурным образом: они стали чаще забывать заданное, среди них возникала разноголосица по поводу объемов и сроков выполнения, чаще стали теряться или меняться тетради с записями домашнего задания. Снизилась организованность, уровень нравственного отношения к выполнению домашнего задания.

Развитие учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через использование заданий-путешествий, заданий-игр, заданий-викторин, заданий-исследований, заданий-встреч, сюжетных заданий, творческих заданий, привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации, укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Рассматривая приемы выполнения домашнего задания, мне хотелось показать, как работают данные методики в реальности, а также какова их эффективность. Для меня, как для будущего педагога, очень важно рассмотрение этого вопроса, т.к. я считаю домашнюю работу одним из центральных и главных компонентов учебной деятельности. Любой учитель, по моему мнению, должен стремиться к тому, чтобы его воспитанники умели, а главное, хотели и самостоятельно выполняли домашнее задание. Для этого необходимо знать приемы подбора заданий и упражнений, интересных детям, развивающих их ум и смекалку, приучающих к самостоятельной работе.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Слом старой и становление новой системы музыкального образования
В Царской России вся система образования зиждилась на классовом и сословном отборе, а в ее организации значительное место принадлежало частной инициативе. Это полностью определяло судьбу музыкального образования, хотя в уставе консерваторий и значилось, что лица, служащие в консерватории, считаются ...

Совместное обучение в современной школе
Многое в школьном образовании индифферентно по отношению к половой принадлежности учеников. Четыре элемента педагогической системы (по Беспалько) – цели, содержание, методология и формы обучения в программах, в методических пособиях, - традиционно «бесполые». При одной и той же школьной методике об ...

История возникновения и развитие ритмики, партерная гимнастика как раздел ритмики
«Создателем системы музыкального ритмического воспитания является Эмиль Жак-Далькроз (1856 – 1950) – швейцарский педагог, композитор, общественный деятель. Занимаясь в Женевской консерватории со студентами, Далькроз обратил внимание на то, что далеко не все могут выполнять ритмический рисунок в пре ...

Навигация