Домашнее задание, как и урок, относится к числу форм организации учeбнo-вocпитaтeльнoгo процесса в школе. Домашнее задание органично связано с уроком, оно либо его предваряет, либо продолжает и вне его не мыслится.
Домашнее задание — это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающий в новых условиях. Ученику предлагается возможность самостоятельно выполнить часть учебной работы при предварительном обучении способам ее выполнения. Работа над заданием строго дозируется с учетом особенностей предмета, возраста, характера конкретного изучаемого материала, контролируется и часто самостоятельно оценивается. Выполняется это задание после уроков, дома, отчего и получило такое название.
Научных исследований по домашним заданиям очень мало. Известно только, что продолжительность времени выполнения домашнего задания зависит не столько от его объема, сколько от уровня развития познавательных потребностей и мотивации учения. Чем выше эти показатели, тем дольше ребенок сидит за домашними заданиями и наоборот — чем ниже уровень развития этих потребностей и мотивации, тем меньше времени ученик тратит на уроки. На время и качество выполнения домашнего задания влияют также умение регулировать учебную деятельность, степень владения приемами учения. По исследованиям известно, что почти 40% хорошо успевающих учащихся считают домашние задания легкими, таковых среди слабо успевающих менее 10%. Скучными и неприятными их считают в основном отличники и хорошисты и менее всего слабоуспевающие дети. Важность домашних заданий, хотя и по разным причинам, признают все участники педагогического процесса.
Домашнее задание может быть индивидуальным, групповым и даже коллективным, например, задание по выпуску тематического бюллетеня по предмету, составления альбома поговорок, пословиц или загадок, любимых родными и близкими людьми, банка самых трудных учебных задач, описанию наблюдений за природой и т.д. При таких заданиях создается ощущение дееспособности класса и без учителя. Если на уроке мало времени для проведения бригадных форм организации учебного труда, то внеучебная деятельность к этому просто располагает. Класс живет интересным заданием без помощи учителя.
Вопрос — когда лучше выполнять домашнее задание: сразу же в день, когда оно задано и еще свежа в памяти информация, полученная на уроке, или к тому дню, когда по расписанию вновь будет поставлен данный предмет? Вечный спор на эту тему так и не закончен. Школьники давно «проголосовали» за второй вариант, хотя наука более отстаивает первый. Так тому и быть. В этом тоже есть смысл. Если все это имеет место, то единственно верный и неизбежный путь — это учить перед самим уроком. Так что бороться с этим пока бесполезно.
Следует также остановиться на роли школьного дневника в выполнении домашнего задания и в конечном итоге в повышении качества урока. Учащиеся видели в нем «доносчика» родителям о своих проступках, пропусках и неуспехах. Ликвидация дневников быстро сказалась на развитии памяти учащихся самым дурным образом: они стали чаще забывать заданное, среди них возникала разноголосица по поводу объемов и сроков выполнения, чаще стали теряться или меняться тетради с записями домашнего задания. Снизилась организованность, уровень нравственного отношения к выполнению домашнего задания.
Развитие учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через использование заданий-путешествий, заданий-игр, заданий-викторин, заданий-исследований, заданий-встреч, сюжетных заданий, творческих заданий, привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации, укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Рассматривая приемы выполнения домашнего задания, мне хотелось показать, как работают данные методики в реальности, а также какова их эффективность. Для меня, как для будущего педагога, очень важно рассмотрение этого вопроса, т.к. я считаю домашнюю работу одним из центральных и главных компонентов учебной деятельности. Любой учитель, по моему мнению, должен стремиться к тому, чтобы его воспитанники умели, а главное, хотели и самостоятельно выполняли домашнее задание. Для этого необходимо знать приемы подбора заданий и упражнений, интересных детям, развивающих их ум и смекалку, приучающих к самостоятельной работе.
Материалы по педагогике:
Эффективность использования дидактических игр для формирования знаний о
сезонных изменениях в природе
В экспериментальной работе принимали участие дети, с которыми проводились исследовательские методики по выявлению знаний детей о сезонных изменениях в природе на констатирующем этапе и проводилась работа по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе. На контрольном этапе использовалась та ...
Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников
Учащиеся 15—16 лет вступают в пору юности. Существует ли психологическая специфика усвоения учебного материала старшими школьниками, отличающая этот процесс от предыдущего и последующего этапов обучения? Вопрос этот далеко не праздный. Дело в том, что после бурных, скачкообразных моментов интенсивн ...
Программа Васильевой по разделу слушания музыки, анализ репертуара по
возрастным группам
Вторая младшая группа. Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенств ...