Развитие речи на данный момент одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, А. Н. Гвоздев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Шахнаровича.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать правильно и своевременно. Задача развития связной речи аккумулировала в себе все стороны речи – фонетическую, лексическую, грамматическую.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН, выделено три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников и совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное, функциональное и когнитивное. В исследованиях второго направления (Л. В. Ворошина, Г. Я. Кудрина, О. А. Ушакова, А. А. Зрожевская, Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова, Л. Г. Шадрина, Е. В. Савушкина, Н. В. Гавриш, Г. А. Куршева, М. В. Ильяшенко и др.) авторы стремились найти более четкие критерии связности речи, чем просто логичность, последовательность и т. п. В качестве основного критерия связности было принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Путь, по которому должно идти развитие речи в целях формирования у детей способности строить связное и развернутое высказывание, - это путь ведет от диалога между взрослым и ребенком к произвольной и осознанной монологической речи самого ребенка.
В нашей контрольной работе мы рассмотрим формирование предпосылок связной речи, а именно – в раннем возрасте.
Материалы по педагогике:
Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования
В педагогической диагностике также важно определить качество результатов измерения. Разработаны соответствующие критерии, которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются: a. объективность, b. надежность, c. валидность (действенность). Важнейшими принципами диагностирова ...
Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка
Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев. ...
Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе
В понятие «произносительная сторона речи», или «произношение», включено фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, ...