Возникновение и развитие речи

В литературе не раз описывались истории о «людях-животных», выросших среди человекообразных обезьян в джунглях и вступивших в контакт с другими людьми уже в взрослом состоянии. При исследовании таких «людей-животных» выяснилось, что органы чувств у них функционируют нормально. Тем не менее, им с большим трудом удавалось выучить язык. То, чем ребенок овладевает играючи за несколько месяцев, оказывалось для взрослого человека, ранее не знакомого с языком, чрезвычайно сложным делом. Следовательно, в жизни человека имеются периоды, чрезвычайно благоприятные для изучения языка (чувствительный языковой возраст). Предпосылкой овладевания языком оказывается не только детский возраст (кстати, здесь нельзя ставить знак равенства с изучением иностранного языка).

Уже в возрасте 8 недель ребенок начинает издавать звуки, среди которых преобладают гласные «а» и «и». Лишь после полугода ребенок может образовывать простые слоги, соединяя гласные и согласные звуки «м» или «б». Первый восторг молодых родителей вызывает более или менее внятно произнесенное слово «ма-ма», сказанное, однако, ребенком скорее случайно, чем сознательно. Лишь постепенно возникает «понимание», то есть установление связи между произносимым звуковым комплексом «ма-ма» или «па-па» и соответствующим лицом. Особое значение при изучении языка приобретает подражание. У детей, предоставленных самим себе, с которыми мало общаются, наблюдается замедленное развитие речи. При этом речь идет не только об аудировании слов и предложений, которое можно было бы осуществить с помощью магнитофона или других технических средств. На этом этапе созревания функциональных способностей головного мозга особое значение для ребенка и его развития приобретают все возможности общения. Он учится понимать синтаксис информации, структуру предложения и «схватывать» семантическую информацию, смысл предложения. Для этого нужно как слово, так и чувство («схватывание» в узком смысле данного слова), сочетание слова с восприятиями таких органов чувств как осязание, вкус, зрение и др. Только совокупность этого опыта позволяет понятию или символу (в понимании второй сигнальной системы Павлова), оказывать соответствующее воздействие, а слову «цветок», например, заменять воздействие целого комплекса органов чувств.

На втором году жизни ребенка наряду с непосредственно эмоциональным общением и общением на основе понимания возникает общение на основе речи. Переход к этой новой ступени осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета, который сохраняется у некоторых детей до 1,5 лет и даже более. Правда, лепет в этот период приобретает качественно новый характер – в нем словно отрабатываются звуковые контуры будущих слов.

Переход к словесной речи малыш осуществляет как бы с нуля – с крайне ограниченного набора звуков. Почему он не произносит звуков, которые были в его лепете? Дело в том, что лепетные звуки непроизвольны, они никак не контролируются сознанием. Достаточно сложная задача для малыша – артикулировать определенный звук, сверяя с помощью слухового анализатора полученный результат с уже выработанным, усвоенным из речи взрослых. Для чистоты произношения требуется определенный уровень развития фонематического слуха.

Материалы по педагогике:

Принципы и методы измерения процесса и результатов педагогического труда
Принцип нормирования труда. Понятие «нормирование» означает руководящее начало, правило, образец. В обучении и воспитании без них не обойтись. Решению задач нормирования педагогического труда способствует принцип нормирования и его методы. Как исходное положение научной организации педагогического ...

Анализ условий учебного процесса в традиционной общеобразовательной школе
Школа один из значимых институтов образования в жизни человека. Учебная деятельность, организуемая школой, занимает большую по времени часть жизни ребенка. Современная форма организации школьной жизни была придумана еще в начале 18 века Я.А. Коменским, создателем классно-урочной системы обучения, с ...

Предпосылки письма у дошкольников с ОНР
Под термином общее недоразвитие речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов лексики, грамматического строя реч ...

Навигация