Методические рекомендации для педагогов и родителей

Материалы о педагогике » Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста » Методические рекомендации для педагогов и родителей

Страница 1

В первый год жизни ребенок быстро растет. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается и мозг ребенка, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять функцию «органа приспособления к окружающей среде» (И. П. Павлов). Подготовка эта идет по таким этапам: от рождения до 2,5—3 месяцев, от 2,5—3 до 5—6 месяцев, от 5—6 до 9—10 месяцев, от 9—10 месяцев до 1 года. Одновременно должна развиваться и речь ребенка. На каждом из перечисленных этапов первого года жизни малыш должен получить, перенять от взрослых предречевые навыки в области фонетики, лексики, грамматики, являющихся компонентами связной человеческой речи, овладев которой позже, он осознает окружающий мир, войдет в человеческое общество как его полноправный член.

Чтобы выработать у ребенка предречевые навыки, взрослые (воспитатель, мать, отец, няня и др.) должны: 1) говорить с ребенком, когда кормят, купают, пеленают, укладывают его спать; 2) заниматься специально (1—2 минуты в день); 3) говорить во время игр, закрепляя уже полученные ребенком предречевые навыки. Обучение ребенка речи на первом году жизни ведется преимущественно имитационным методом, осуществляемым приемом опоры на реальные объекты. Содержанием обучения в этот возрастной период является развитие у детей предречевых навыков.

Предпосылки связной речи.

До года ребенок общается со взрослыми только эмоционально (интеллект у него еще только формируется). Воспитатель обязан сформировать положительное эмоциональное отношение ребенка к окружающим близким людям, поддерживать потребность в общении с окружающими, побуждать вслушиваться в то, что ему говорят, активно обращаться к взрослому, используя жесты, звуки, а позднее и освоенные слова.

Звуки речи, слова, их грамматические формы ребенок учится вычленять из связной речи взрослых, обращенной к нему.

Воспитание звуковой культуры речи. До 2,5—3 месяцев у ребенка развивают умение прислушиваться к различным звукам: к речи и пению взрослого, к звучанию погремушки. На третьей — пятой неделе ребенок начинает реагировать на голос взрослого, на его улыбку ответной улыбкой и радостными звуками, воспитатель должен поощрять эти действия ребенка. На 2—3-м месяце радость при общении с взрослым проявляется более полно и разнообразно в так называемом «комплексе оживления»: ребенок улыбается, энергично двигается и произносит звуки, воспитатель должен имитировать эти звуки и тем самым вызывать у ребенка желание повторить их. От 2,5—3 до 5—6 месяцев у ребенка развивается способность внимательно слушать и различать звуки: знакомый голос сразу привлекает его внимание, радует, успокаивает. К четырем месяцам малыш уже поворачивает голову и находит взглядом звучащую погремушку или зовущего его взрослого. В периоды бодрствования внимание ребенка надо специально занимать пением, музыкальными игрушками, обращать его внимание на движения взрослого под музыку. С четырех месяцев ребенок начинает громко смеяться, он привязывается к людям, которые повседневно общаются с ним, и охотно подражает их речевым действиям, принимая взаимные имитации произношения звуков как игру.

Постоянно разговаривая с ребенком, воспитатель вызывает и развивает у него голосовые реакции: в 3—4 месяца — гортанные звуки, в 5 месяцев — певучие гласные (гуление, свирель); в 5—6 месяцев — слоги (ба, ма, па), т. е. лепет. Гуление, свирель, лепет способствуют развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения — предпосылок для развития речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Методические разработки по теме «Бактерии»
Впервые бактерии были описаны в 1683 г. Антони ван Левенгуком. В настоящее время известно около 3000 видов бактерий. На земном шаре нет мест, где бы они ни обитали. Так в 1 г пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий, даже в 1 г льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий. К концу первых с ...

Возможности использования интерактивной доски в начальной школе
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это ...

Организация работы по выразительному чтению как средство глубокого понимания художественного текста
Языковая способность человека понимающего - одна из сторон психического феномена, обеспечивающего успешное речевое общение, в том числе через письменную форму. Чтение (слушание и сопровождающие их понимание) осмысления произведения поэтического искусства являются специфическими видами речевой и реч ...

Навигация