Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику и школьную практику на формирование творческой личности, развитие творческих способностей учащихся, что требует переоценки традиционного понимания учения как процесса воссоздания и усвоения прошлого опыта.
Современное образование характеризуется высокой степенью информативности. Содержание многих школьных предметов, в том числе и курса физической географии, перенасыщено теоретическими и фактическими сведениями, которые должен усвоить ученик. Исследования показывают, что традиционно процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Преобладание в процессе обучения репродуктивных методов приводит к тому, что учащиеся усваивают «готовые знания», не имеют представления об общих механизмах познания. Создается ситуация, при которой образование не обеспечивает должного развития учащихся. Такое обучение формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, который, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, оказывается недееспособным. Выход из этой ситуации современные отечественные и зарубежные педагоги и психологи видят в создании такой системы образования, которая бы способствовала развитию учащихся и их творческих способностей, воспитанию каждого ученика как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности.
Актуальность темы исследования. Современный период развития общества характеризуется изменениями, затрагивающими все сферы человеческой жизни. В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, требующие нового подхода к решению более сложных задач. В связи с этим возрастают потребности общества в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы.
Цель исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании методики формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении курса физической географии, а также установлении условий эффективности реализации данной методики.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование опыта творческой деятельности учащихся при обучении курсу физической географии.
Предметом исследования является методика формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении курса физической географии.
В соответствии с намеченной целью, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования опыта творческой деятельности учащихся в психолого-педагогической и методической литературе, практике школьного обучения.
2. Выявить психолого-педагогические особенности и возможности формирования опыта творческой деятельности у подростков.
3. Выделить систему компонентов опыта творческой деятельности, формируемых при обучении начальному курсу географии.
4. Разработать комплекс проблемных и творческих заданий, обеспечивающих усвоение опыта творчества.
5. Разработать модель проектной деятельности учащихся, направленной на формирование опыта творческой деятельности.
6. Разработать и теоретически обосновать методику формирования опыта творческой деятельности учащихся при обучении начальному курсу географии.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:
- теоретические: анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ и учебников по начальному курсу географии;
- эмпирические: систематические прямые и косвенные наблюдения в школе; интервьюирование, собеседование, анкетирование, опрос; педагогический эксперимент; обобщение передового педагогического опыта;
- статистические: математическая и статистическая обработка данных эксперимента, графическое представление результатов эксперимента.
Материалы по педагогике:
Формирование коммуникативной компетенции на основе письменной речи при
обучении английскому языку
В данном параграфе мы изучим современные подходы к развитию иноязычной письменной речи. Компетентностный подход предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использовать з ...
Использование компьютера на урока курса «Технология»
Анализ программы «технология» 1.Общие сведения о программе и разделе: Раздел: технология обработки конструкционных материалов. На изучение раздела отводится 50 (5 класс),50 (6 класс),48 (7 класс) часов в год включая время отведённое на выполнение проекта. Учебное время по 2 часа в неделю. Автор: Б. ...
О выразительности образов и их влиянии на сознание
Каждый носит в глубинах своей Личности, в своей душе и сердце, мир «несказанного», невыразимого словом и образом. И эту невыразимость, неспособность до конца высказать мысль и чувство словом гениально выразил Ф.И. Тютчев в стихотворении «Silentium!» («Молчание!») Другому как понять тебя? Поймёт ли ...