Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе

Материалы о педагогике » Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения географии » Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе

В работах многих педагогов и психологов, ведущих методистов-географов (P.M. Грановская, А.М. Матюшкин, П.А. Оржековский, Л.М. Панчешникова, Д.П. Финаров, И.В. Душина и другие) отмечается, что в существующей системе образования недостаточно внимания уделяется целому пласту человеческого опыта - опыту творческой деятельности.

Творчество рассматривается как способ познания. Обучение же учащихся способам познания представляет собой одно из направлений гуманизации школы. При этом творческий процесс будет наиболее эффективным в том случае, если учащиеся сотрудничают друг с другом и с учителями. Творчество является одной из форм проявления активной личностной позиции ребенка, в результате реализации которой он не только создает новое для себя, но и приобретает важные качества личности.

Отечественные дидакты рассматривают творчество как часть индивидуального социального опыта деятельности личности, который является специфичным для каждого ученика (опыт художественного, музыкального и других видов творчества). При обучении предметам естественнонаучного цикла можно выделить опыт учебного научного творчества.

Содержание начального курса возможностями обучения школьников измерения рейтинга школьного предмета «География» (6-11 класс) показали, что пик познавательного интереса приходится на 6 класс, начальный курс географии. Повышенный интерес учащихся к новому предмету вполне закономерен, он отвечает их насущным потребностям в познании окружающего геопространства, совпадая по времени с началом подросткового периода, кроме того, во многих научных работах (И.П. Волков, Н.С. Лейтес, Ю.П. Саламатов и другие) отмечается, что от старшеклассников можно добиться высоких результатов в любой области деятельности только в том случае, если мы не позже 5-6 класса (младший подростковый возраст) сумеем заложить в формирование личности творческое начало. Многие психологи рассматривают возраст 12-13 лет как решающий в развитии личности в целом.

Изучение современного состояния преподавания географии в практике школы показало, что формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения учителями не всегда планируется, данный процесс идет стихийно, в связи с тем, что роль развития творческих способностей недооценивается. Следовательно, имеет место противоречие между необходимостью формирования опыта творческой деятельности в процессе обучения географии - с одной стороны, и состоянием проблемы в практике школьного обучения - с другой стороны.

Теоретико-методологической основой исследования является системный подход, теория деятельности, теория развития познавательных процессов и способностей, труды классиков психологии и педагогики по проблеме развития творческих способностей учащихся и формированию творческой личности. Ведущими теоретическими положениями стали: теория личностно-деятельностного подхода к анализу исследуемой проблемы (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская, А.П. Тряпицина, Г.И. Щукина); теоретические представления о роли творчества в формировании и развитии личности (В.И. Андреев, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев); теория поэтапного формирования умственной деятельности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Е.Н. Кабанова-Меллер); концептуальные идеи об опыте как результате практической деятельности, его органической связью с творчеством (И.Л. Лернер, М.Н. Скаткин); синтез идей проблемно-развивающего обучения (В. Оконь, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Н.Е. Кузнецова и др.); положение о выделении в индивидуальном социальном опыте деятельности учащихся опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер), положение об индивидуализации формирования у учащихся опыта творческой деятельности (П.А. Оржековский, В.Г. Разумовский), концепции гуманизации и экологизации общего естественнонаучного образования (Н.М. Александрова, С.В. Алексеев, Н.Д. Андреева, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, П.В. Станкевич и др.).

В исследовании также учитывались дидактические и методические основы содержания и процесса обучения школьной географии (И.И. Баринова, С.В. Васильев, Т.П. Герасимова, А.В. Даринский, И.В. Душина, Т.С. Комиссарова, О.В. Крылова, Н.А. Максимов, Т.И. Немцева, В.В. Николина, Л.М. Панчешникова, Г.А. Понурова, В.Б. Пятунин, В.И. Сиротин, В.П. Сухов, В.Д. Сухорукое, Д.П. Финаров, ЕЛ. Чернихова, В.А. Щенев и др.).

Материалы по педагогике:

Управление образовательными системами
Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы школы, понять сложный механизм ее функционирования, установ ...

Влияние индивидуального стиля на профессиональную деятельность тренера
Основной стиль в работе спортивных педагогов характеризуется такими основными чертами, как научный подход, компетентность и деловитость, высочайшая степень ответственности за порученное дело, самостоятельность и инициатива, чувство нового и умение видеть перспективу, правильный подбор кадров и пров ...

Организация и содержание констатирующего эксперимента
Экспериментальное исследование проводилось в сентябре 2008г. на базе МДОУ «Детский сад №133» г. Рязани в три этапа: 1) Констатирующий эксперимент; 2) Формирующий эксперимент; 3) Контрольный эксперимент. Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень сформированности словообразовательных умений ...

Навигация