Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Материалы о педагогике » Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, "проблемой века", является ключевой проблемой.

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками, т. к. дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Она является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей.

Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.

Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.

Наиболее важные правила дружбы отображают, по своей сути, идеальные отношения между людьми. Доктор философских наук, профессор И.С. Кон относит к ним следующие: «делиться своими переживаниями, оказывать моральную поддержку, добровольно помогать в случае нужды, заботиться о друге, доверять ему и быть уверенным в нем, защищать друга в его отсутствие».

Безусловно, перечисленные правила доступны лишь человеку с достаточно высоким уровнем нравственного сознания, опытом дружеских отношений, способному переживать глубокие чувства.

Проблема дружбы, дружеских взаимоотношений исследовалась в нашей стране в 50-70-е годы, но современная теория и практика общественного дошкольного воспитания нуждается в дальнейшей разработке проблемы формирования у детей, особенно старшего возраста, тех социальных качеств, которые выражаются в дружеских взаимоотношениях между сверстниками, в определенных привычках поведения, выступающих необходимыми для складывания детского коллектива. Так проблемы формирования дружеских взаимоотношений дошкольников рассмотрены в работах Р. И. Жуковской, К. А. Климовой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской и др.

В частности, это касается воспитательного значения взаимопомощи детей старшего дошкольного возраста, воспитания бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию воспитания организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста, формирования ответственности у детей 6-7 лет.

Важную роль в формировании дружеских отношений у детей играет художественная литература, а именно – народная сказка. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Ученые (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.С. Славин, Д.М. Арановская и др.) отмечают, что дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое, эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической действительности. Последняя, реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей сказочного персонажа. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте более высокого вида восприятия народной сказки, характеризующегося способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора.

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Изучению роли сказки в воспитании детей посвящены работы таких педагогов как И.В. Богачева, В.Л., Волкова Г.Н., Гиненского, И.А. Ильина, Т.С. Комаровой, Г.М. Науменко, В.А. Сухомлинского и др. В работах Г.Н. Волкова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. раскрывается роль сказки как средства патриотического, гражданского и нравственного воспитания. Вслед за ними, мы считаем, что сказка играет, несомненно, важную роль в воспитании дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Как отмечают современные исследователи, сегодня в практике работы дошкольного учреждения педагогами народная сказка как средство формирования дружеских отношений у детей используется недостаточно. В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха детей. Такое узкое использование сказочных произведений, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину, раскрыть воспитательный потенциал произведения.

Таким образом, имеет место противоречие между степенью разработанности проблемы формирования дружеских взаимоотношений и сложившейся практикой нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Народная сказка как средство формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста» и определило его проблему: при каких условиях народная сказка становится средством формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста?

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, при которых народная сказка становится средством формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Объект: процесс формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: педагогические условия использования народной сказки, способствующие формированию дружеских взаимоотношений между сверстниками.

Гипотеза: формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

- с детьми старшего дошкольного возраста планируются и проводятся различные мероприятия с включением народных сказок;

- используются приемы, направленные на анализ народных сказок и умение инсценировать их;

- родители привлекаются к проведению различных мероприятий с включением народных сказок.

Задачи:

Раскрыть особенности формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста, раскрывающих положительные взаимоотношения и детей и взрослых;

Изучить формы, методы и приемы ознакомления дошкольников с народной сказкой;

Обосновать педагогические условия использования народной сказки, способствующие формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста, в ходе опытно-экспериментальной работы проверить их результативность.

Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, наблюдение за практической деятельностью детей, опрос, педагогический эксперимент.

Методологическая база исследования: работы отражающие вопросы нравственного воспитания дошкольников и его методики Т.Н. Бабаевой, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугиной, А. М. Виноградовой, Н.В. Дуровой, М. М. Кониной, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Л.Ф. Островской, С. В. Петериной, Л. П. Стрелковой, А.М.Счастной,

Исследования, посвященные использованию народных сказокв воспитании детей (В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, Т.В. Зуева, Е.В. Ме-летинский, Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп, Ю.М. Соколов, В. И. Чичеров и др.)

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан план мероприятий по формированию дружеских взаимоотношений у старших дошкольников с использованием народных сказок и рекомендации по его реализации в педагогическом процессе современных дошкольных образовательных учреждений.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

педагогический дружеский дошкольный сказка

Материалы по педагогике:

Навигация