Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Материалы о педагогике » Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы наметили и провели формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент проводился только в экспериментальной группе, контрольная группа функционировала в обычных условиях.

Цель: развивать дружеские отношения у детей экспериментальной группы.

При проведении формирующего эксперимента мы выдвинули следующие задачи:

Разработать план мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста с дружеских отношений с использованием народной сказки;

Реализовать разработанный план работы.

Согласно перспективно-тематическому плану (приложение 3), мы реализовали комплекс мероприятий, направленных на формирование дружеских отношений у детей экспериментальной группы.

На первом этапе исследования мы осуществили подбор литературных произведений. Подбор литературы осуществлялся нами в соответствии с задачами нашего исследования и на основании методических рекомендаций, данных авторами программы «Детство», по которой работает детский сад.

Структура работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о дружбе и особенностей ее проявления, а также определенного эмоционального отношения к этой важной нравственной характеристике средствами народной сказки опиралась на следующие принципы:

1. Содержательность произведения, яркость и динамичность образов, большая смысловая нагрузка.

2. Выбор произведений, где в качестве главного персонажа выступает герой, наделенный высокими моральными качествами.

3. Эмоциональная выразительность в описании главного персонажа (или нескольких персонажей) с присущими ему нравственными качествами, способного проявить сочувствие и сопереживание друзьям, оказавшимся в беде, а также оказать помощь другим.

4. Желательное присутствие отрицательного персонажа или наличие препятствия, побуждающего к содействию, взаимопомощи нуждающимся.

Работая с литературным произведением, для нас было важным сосредоточить внимание и переживания испытуемых на текстах, где в качестве главного героя выступает персонаж, характеризующийся высоконравственными качествами личности, художественные средства в изображении которого способствуют глубокому эмоциональному воздействию на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. Особенности методики работы над этой группой произведений, раскрывающих смысл дружелюбия, сочувствия и сопереживания, заключались в следующем: детям читали произведение с последующим обсуждением его содержания, анализировали поступки персонажей. Опираясь на их высказывания, мы подводили итог, стараясь быть ближе к уровню детского понимания образа, ситуации, поступка. Осмыслению нравственной стороны жизненного явления способствовал сопоставление того как поступают, а как не поступают друзья.

Творчество детей (когда требуется изменить конец произведения, продолжить рассказ, придумать свою историю, сказку на определенную тему, дать название прочитанному тексту, сделать иллюстрации, подобрать пословицу или поговорку при оценке поступка героя и т. д.) значительно увеличивает эффективность усвоения и осмысливания ими (на своем возрастном уровне) дружеских отношений и нравственных явлений.

В ходе эксперимента мы обращали внимание на употребление детьми слов, отражающих нравственные принципы, на степень адекватности их использования. С этой целью мы предлагали раскрыть значение некоторых слов, привести пример ситуации, применительно к которой можно использовать то или иное представление. Для детей данного возраста это трудная задача. Обычно они называли то или иное действие (делится конфетами, дает поиграть своей игрушкой, не дерется и т. д.). Для этого мы предлагали ребенку обратиться к иллюстрации из знакомой сказки, рассказа. («Кто здесь поступил справедливо? Кто оказался настоящим другом?»)

Методические приемы, используемые при работе над сказкой, должны вести детей к более глубокому пониманию моральной сути этого произведения, к осознанию того, что значит дружить. Поэтому вопросы к беседе по произведению мы направляли не только и не столько на припоминание детьми сюжетной линии, содержания произведения, сколько на анализ поступков героев, понимание идеи, не всегда ярко выраженной.

В ходе формирующего этапа нами была проведена беседа «Что значит быть добрым?»

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Навигация