Особенности овладения лексикой старшими дошкольниками со стертой дизартрией

Страница 1

По данным Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, что представляет собой вторичное нарушение, следствие расстройств звуковой стороны речи.

Наиболее распространенным вариантом симптоматики при стертой дизартрии является общее недоразвитие речи. В структуре общего недоразвития речи при стертой дизартрии, наряду с фонетико-фонематическим недоразвитием, отмечаются и существенные нарушения лексики.

По данным Н.В.Серебряковой, дети с нормальным речевым развитием делают ошибки лишь при назывании 42 слов, то у детей со стертой дизартрией количество таких слов равняется 174, т.е. в 3 раза больше.

Бедность словаря проявляется, в том, что дошкольники со стертой дизартрией шестилетнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, ткачиха, швея), частей тела (бедро, стопа, кисть, локоть), частей предмета (манжета, фара, кузов) и др.

Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер.

Среди слов, которые не всегда правильно называют дети, есть группа слов, трудных для детей обеих групп: аист, филин, все названия рыб, кроме щуки, ежевика, брусника, кабан, леопард, незабудка, фиалка, ирис, астра, осина, маляр, каменщик, ткачиха, швея, клещи, рубанок, бедро, стопа, манжета, лацканы.

Кроме указанных общих слов большинство детей со стертой дизартрией (от 60% до 100%) допускают ошибки в назывании следующих слов — существительных: клюква, земляника, плащ, кепка, фары, плоды, кисть, сварщик, рабочий; прилагательных: квадратный, узкий, кислый, пушистый, гладкий; глаголов: гогочет, кукарекает, воркует, рычит.

Половина детей со стертой дизартрией неправильно называют такие слова, как: абрикос, халат, книжная полка, весна, лето. Одна треть и более (30% — 40%) дошкольников со стертой дизартрией затрудняются в актуализации таких слов, как: овца, перец, валенки, продавец, парикмахер, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, молния, гром, воет, пашет.

Таким образом, многие общеупотребительные слова, которые усвоены детьми с нормальным речевым развитием, не вошли в активный словарь детей со стертой дизартрией.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с нормой ошибки при актуализации глаголов и прилагательных единичны и включают лишь 7 слов, в то время как количество глаголов и прилагательных, при назывании которых дети со стертой дизартрией допускали ошибки, равняется 29, т.е. в 4 раза больше.

У дошкольников со стертой дизартрией выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.).

В глагольном словаре дошкольников с преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.)

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Организация труда учащихся в процессе подготовки к занятиям
Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывае ...

Психологические особенности детей с нарушением слуха
В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобраз ...

Идеал красоты у горцев Северного Кавказа
Содержание нравственно-эстетического воспитания в народной педа­гогике горцев Северного Кавказа основывалось на положениях горской этики. Оно отражало требования и специфику формирования нравствен­но целостной личности, которая строит свою деятельность в соответствии с нормами красоты. Наиболее пол ...

Навигация