Психофизиологическая структура процесса письма, речевые и неречевые предпосылки его формирования

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Психофизиологическая структура процесса письма, речевые и неречевые предпосылки его формирования

Страница 1

Письмо – знаковая система фиксаций речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстояние и закреплять ее во времени. Оно возникло из потребности человека сообщить что-то в ситуации, когда с помощью звуков или жестов это сделать невозможно, и выражается в различных типах: идеограммном, силлабическом, графически-силлабическом, альфабетическом.

Среди категорий письма выделяются алфавит (в русском языке знак = букве, имеющей несколько значений и, как правило, передающей несколько фонем), графику (включающая в себя графемы, знаки препинания, знак ударения) и орфографию (сложившаяся система единообразных написаний).

Графема – как минимальная единица графической системы языка, системы письма, связана с устной речью и фонемами, ее составляющими.

А.Н.Корнев отмечает, что овладение ребенка грамотой «напоминает общественно-исторические этапы становления письменности». До 5-6 лет детям помогает рисунок. А.Р.Лурия, исследуя генезис письма ребенка, выделил два этапа в овладении графическим знаком:

условно-подражательные записи – каракули (внешне напоминающие письменный текст);

записи образа – пиктограмма (позднее дифференцируется в буквенную запись).

Для овладения альфабетическим письмом, ребенок должен сделать «открытие – рисовать можно не только вещи, но и речь» Л.С.Выготский (1983).

Представляется письмо тремя системами знаков – аллографами: прописными, строчными и печатными, которые во многих случаях графически различаются друг от друга, но ребенок должен усвоить все символы, обозначающих одну и ту же фонему.

В русской орфографии общепринятыми считаются: фонетический (Зиндер Л.Р., 1987), этимологический (морфологический), традиционный, грамматический принципы, связанные с определенными особенностями речевого анализа.

Фонетический принцип ограничивается другими принципами, так как буквенные обозначения полностью соответствуют фонемам, которые ребенок слышит: «пиши, как говоришь»; важно услышать, выделить звуки слов и зафиксировать их соответствующими буквами. Этимологический принцип предусматривает при написании слова постоянство определенных морфем, не зависимых от их произношения: «каждая значащая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание) пишется всегда одинаково, хотя ее произношение в разных фонетических условиях может быть разным». Грамматический принцип показывает связь с обозначением на письме некоторого грамматического значения, а традиционный сохраняет историческое, традиционное написание слов.

Отношения между звуком и буквой выражены в фонетическом и морфологическом принципах. Первый рассматривает написание букв однозначно выражающих соответствие определенной фонеме. Ребенку важно обладать первичными фонематическими представлениями абстрагированными от позиции фонемы в слове, от индивидуальных особенностей ее произношения, от влияния других фонем. Второй – предполагаемое соответствие графемы и фонемы, которое обнаруживается при изменении слова с сохранением определенных морфем, независимо от их произношения, причем важно, чтобы ребенок выделял фонему из различных условий звучания, т.е. имел бы нормальный уровень развития лексико-грамматического строя речи и достаточный опыт обобщения морфологических значений. Эти принципы представляют лингвистические аспекты письма.

Л.С.Цветкова выделяет следующие уровни письма:

1) Сенсомоторный: обеспечивает технику письма. Нормальное функционирование сенсорного центра письма обеспечивается слуховым, кинестетическим, зрительным, пространственным анализом и оперативной памятью.

2) Психологический: определяет письмо как деятельность в совокупности мотива, замысла, планирования содержания письменного сообщения, регуляции деятельности (переключение, отвлекаемость, спонтанность и т.д.), контроля за ее выполнением, в которой принимают участие все психические процессы.

3) Лингвистический уровень: показывает какими средствами осуществляется письмо, как обеспечивается перевод внутреннего смысла в определенные лингвистические единицы: слова, фазы, тексты.

Исследования П.К.Анохина, А.Р.Лурии, А.Н.Леонтьева и др. показали, что психофизиологической основой высших психических функций являются функциональные системы – «избирательные динамические образования, состоящие из значительного числа анатомических и физиологических образований, часто территориально расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии». Они могут меняться по мере формирования той или иной психической деятельности, могут перестраиваться при очаговых поражениях мозга, нарушающих целостность функциональных систем. Функциональные системы в своем развитии гетерохронны (разные ФС и одна и та же ФС созревают постепенно и их состав меняется на разных возрастных этапах человека) и полирецепторны (для нормальной работы обладают определенным набором афферентных сигналов с различных участков мозга, образующих афферентное (чувствительное) поле; оно развивается по пути сужения афферентаций, выделения «ведущей» и ухода остальных в латентное (скрытое) состояние, но при любом отклонении вступающих в действие). Функциональные системы «не появляются в готовом виде к рождению ребенка… и не созревают в процессе общения и предметной деятельности ребенка…». Психологический уровень реализуется за счет работы лобных отделов мозга — передне-задней медио-базальных отделов лобной области больших полушарий коры головного мозга. Учение об узкой мозговой локализации высших психических функций (в 1956 г. Экснером был «открыт «центр письма»») не позволяло анализировать причины возникновения нарушения, провести их тщательный качественный анализ, но сторонники для восстановления предлагали упрощать социальную среду, приспосабливаться к дефектам. Сторонники «антилокализационизма» (теории эквипотенциальности: равноценности, неспецифичности), раскрывающие зависимость психических функций от работы мозга в целом, идеализировали подход к проблеме мозговой организации психики человека, вследствие чего в клинической практике появились неправильные представления о нарушении психических процессов и их восстановлении.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со стертой дизартрией
Обследование детей с дизартрией строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и его возраста. Чем младше ребенок, чем ниже общий уровень его речевого развития, тем больше ...

Изучение зарубежной драматургии в 9 классах
Основными задачами методики изучения драматических произведений зарубежной драматургии в 9 классе стали: закрепление представления об истории и эволюции драматического и театрального искусства; формирование понимания важности и умения рассматривать произведение в его историческом контексте; формиро ...

Психологические и лингвистические основы развития словаря
Язык - потенциальная система знаков. Сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Речь- это действие и его продукт, это деятельность людей. Речь всегда мотивированна, т. е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она вс ...

Навигация