Особенности овладения лексикой старшими дошкольниками со стертой дизартрией

Страница 2

Значительно труднее детьми со стертой дизартрией усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, а также слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки предметов и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

У детей со стертой дизартрией выявлено большое количество вербальных парафазий, замен и смешений слов: в среднем наблюдается 17 замен слов на 1 ребенка. В то же время у детей с нормой наблюдаются единичные замены только двух слов: филин — сова, аист — цапля.

В одних случаях дети со стертой дизартрией употребляют слова в излишне широком значении, в других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с нарушением речи используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.

Среди вербальных парафазий у детей со стертой дизартрией наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Среди многочисленных замен слов у детей со стертой дизартрией можно выделить следующие группы :

1) Замены семантически близких слов, относящихся к одному семантическому полю. Этот вид замен слов самый распространенный. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось — олень, тигр — лев, рысь — кошка, волк — собака, кабан — носорог, леопард — тигр — пантера — рысь, ослик — лось — козлик, петух — кура, грач — сорока, сорока — галка, филин — сова, ласточка — чайка, лебедь — гусь, цапля — аист — журавль, попугай — кукушка, скворец — ворона — грач, оса — пчела, дыня — тыква, лимон — апельсин, малина — земляника, брусника — красная смородина, ежевика — черная смородина, земляника — клубника, ландыш — тюльпан — подснежник, тюльпан — гвоздика — роза, незабудка — васильки, астры — ромашки, комбинезон — брюки, плащ — рубашка, халат — платье — пальто, валенки — сапоги, тапочки — босоножки, кепка — шапка, шляпа — шапка, сковорода — кастрюля, весна — осень, скворечник — гнездо, берлога — нора, сахарница — чайник, ручка — кисточка, ресницы — брови и др.).

2) Замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации. Например: каток — лед, вешалка — пальто;

3) Смешения слов, обозначающих часть и целое. Например: фара — машина, палец — рука, подоконник — окно.

4) Замены слов, обозначающих внешне сходные предметы. Например: подоконник — полка.

5) Использование словосочетаний в процессе поиска слова. Например: кровать — чтобы спать, щетка — зубы чистит.

6) Замены словообразовательными неологизмами. Например: маляр — красильщик.

7) Замены однокоренным словом. Например: водопроводчик — водопровод, чернильница — чернила.

8) Замены слов, сходных по звучанию. Например: персик — перец.

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности связи его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Диагностика уровней развития познавательного интереса у младших школьников и состояния его формирования в реальной воспитательной практике
На основе проанализированной научно-методической литературы было проведено экспериментальное исследование с целью подбора и апробации методов и приемов формирования познавательного интереса во внеучебной воспитательной работе. Экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ «Основная общеобразова ...

Коррекция речи детей с билингвизмом
К задачам коррекционного обучения относятся не только исправление первичного дефекта, но и обязательная подготовка детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты и главной составляющей — фонематического слуха. Особенно это касается двуязычных детей (билингвов), которым необходимо диффере ...

Формирование коммуникативной компетенции на основе письменной речи при обучении английскому языку
В данном параграфе мы изучим современные подходы к развитию иноязычной письменной речи. Компетентностный подход предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использовать з ...

Навигация