Значительно труднее детьми со стертой дизартрией усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, а также слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки предметов и др.
Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
У детей со стертой дизартрией выявлено большое количество вербальных парафазий, замен и смешений слов: в среднем наблюдается 17 замен слов на 1 ребенка. В то же время у детей с нормой наблюдаются единичные замены только двух слов: филин — сова, аист — цапля.
В одних случаях дети со стертой дизартрией употребляют слова в излишне широком значении, в других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с нарушением речи используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.
Среди вербальных парафазий у детей со стертой дизартрией наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.
Среди многочисленных замен слов у детей со стертой дизартрией можно выделить следующие группы :
1) Замены семантически близких слов, относящихся к одному семантическому полю. Этот вид замен слов самый распространенный. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось — олень, тигр — лев, рысь — кошка, волк — собака, кабан — носорог, леопард — тигр — пантера — рысь, ослик — лось — козлик, петух — кура, грач — сорока, сорока — галка, филин — сова, ласточка — чайка, лебедь — гусь, цапля — аист — журавль, попугай — кукушка, скворец — ворона — грач, оса — пчела, дыня — тыква, лимон — апельсин, малина — земляника, брусника — красная смородина, ежевика — черная смородина, земляника — клубника, ландыш — тюльпан — подснежник, тюльпан — гвоздика — роза, незабудка — васильки, астры — ромашки, комбинезон — брюки, плащ — рубашка, халат — платье — пальто, валенки — сапоги, тапочки — босоножки, кепка — шапка, шляпа — шапка, сковорода — кастрюля, весна — осень, скворечник — гнездо, берлога — нора, сахарница — чайник, ручка — кисточка, ресницы — брови и др.).
2) Замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации. Например: каток — лед, вешалка — пальто;
3) Смешения слов, обозначающих часть и целое. Например: фара — машина, палец — рука, подоконник — окно.
4) Замены слов, обозначающих внешне сходные предметы. Например: подоконник — полка.
5) Использование словосочетаний в процессе поиска слова. Например: кровать — чтобы спать, щетка — зубы чистит.
6) Замены словообразовательными неологизмами. Например: маляр — красильщик.
7) Замены однокоренным словом. Например: водопроводчик — водопровод, чернильница — чернила.
8) Замены слов, сходных по звучанию. Например: персик — перец.
Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности связи его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения.
Материалы по педагогике:
Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со
стертой дизартрией
	 Обследование детей с дизартрией строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и его возраста. Чем младше ребенок, чем ниже общий уровень его речевого развития, тем больше ...
	
Составление рефератов
	 Реферат по существу является связным и кратким пересказом конспекта одного или нескольких произведений. В тексте реферата могут быть представлены цитаты и тезисы, рецензии, таблицы, диаграммы и т.п. как элементы связного пересказа на определенную, основную тему. Рефераты надо перечитывать, редактир ...
	
Ретроспективный анализ становления принципа наглядности
	 Процесс обучения - это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...