Развитие у учащихся умений и навыков на уроке химии

Материалы о педагогике » Обобщение в процессе обучения химии » Развитие у учащихся умений и навыков на уроке химии

Страница 2

Классификация умений

Большинство авторов определяют умение как готовность (или способность) к целесообразному выполнению умственных или физических действий при изменяющихся условиях. В качестве характерных признаков указываются осознанность действий в соответствии с заданной целью. [26]

Умение еще можно рассматривать как результат обучения, так как знания учащихся можно проверить через умения.

В системе общеучебных умений следует выделить четыре группы:

1. организационные (базовые);

2. информационные (ориентировочные);

3. интеллектуальные (инструментальные);

4. коммуникативные (показательные).

Классификация умений

Общеучебные, т.е. Специфические химические, т.е формирующиеся и характерные для всех развивающиеся в процессе обучения химии предметов

Анализ, синтез,

обобщение, сравнение,

классификация

технические

учебные

- обращение с лабораторной посудой;

- измерительные;

- монтирование приборов;

- умение проводить химические операции;

- решать задачи

- наблюдать;

- объяснять причины следствия;

- оформлять экспериментальные работы

Организационные умения составляют основу рациональной организации труда, позволяют учащимся достаточно быстро упорядочить свои действия в определенной ситуации. К ним относятся умения:

- целепологания;а) принимать цель (поставленную учителем или сформированную в учебнике, задачнике и т.д.) и работать в соответствии с целью;

б) ставить и формировать цель, отбирать средства для ее достижения и работать в соответствии с целью;

- планировать деятельность (составлять последовательность этапов выполнения операций, действий, структурировать предстоящую работу);

- работать в определенном темпе (мысленно прикидывать и рассчитывать время, необходимое для выполнения этапов работы, решения задачи, выполнения проекта, работы в целом);

- осуществлять самоконтроль (считать действия и их результаты с образцом, эталоном, нормой, правилом, с поставленной целью);

- осуществлять самоанализ деятельности (в отношении цели и плана с учетом принципов и правил применения знаний, умений, навыков);

- осуществлять самокорекцию деятельности на основе данных (информаций) самоанализа и самоконтроля, рефлексию деятельности.

Информационные умения определяют возможность самостоятельного поиска и осмысления информации. Владение ими позволяет учащимся усматривать противоречия в имеющихся знаниях, их неполноту в отношении какого-либо вопроса и пополнять свои знания. К ним относятся умения:

- читать и ставить цель чтения;

- выделять главное слово, мысль;

- составлять план текста;

- работать с таблицами;

- работать с учебником, со справочной литературой;

- составлять тезисы, конспект.

Интеллектуальные умения в наибольшей степени, чем другие, отражают психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе мышления учащихся. Они выполняют функцию технологической, инструментальной основы мышления, являются средством обработки информации, развивают оперативность и гибкость ума. Это инструментарий исследовательской деятельности и развития теоретического мышления. К ним относятся умения:

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Формы работы родительского комитета
Существуют разные формы работы родительского комитета. Одной из распространенных из них является оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе: это – посещение театров, музеев, организация туристических и познавательных поездок. Также речь может идти и об организации классных праздни ...

Виды, симптоматика и особенности психоречевого развития детей с дислалией
По этиологическому признаку дислалию подразделяют на два вида: механическую (органическую) и функциональную. В случаях отсутствия органических нарушений говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механичес ...

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст определяется возрастом детей с 6 (7) до 9 (10) лет. Ребёнок 7-8 лет находится как бы на рубеже двух возрастных категорий: он ещё в плену детских игр и ощущений, связанных с домашней обстановкой, и вместе с тем входит в школьную жизнь, накладывающую на него новые обязанности ...

Навигация