Знания и умения, которые должны иметь учащиеся

Материалы о педагогике » Обобщение в процессе обучения химии » Знания и умения, которые должны иметь учащиеся

Так как точные результаты получаются при сравнении количеств, то нужно обозначить условными единицами знания и умения, подлежащие усвоению. Это обозначение условное. Например, учащиеся должны знать: химический знак кислорода, формулу молекулы, атомную массу, молекулярную массу кислорода. Всего четыре единицы условных знаний.

Знания физических свойств: кислород – газ при обыкновенных условиях, без цвета, без запаха, в 16 раз тяжелее водорода, жидкий кислород кипит при – 1830С, в литре воды растворяется при обыкновенной температуре 30 мл кислорода. Всего шесть единиц условных знаний. Также следует составить перечень единиц знаний химических свойств, которые указаны в учебнике. Можно обозначить условными единицами умения, которые должны приобрести учащиеся после экспериментальных уроков: закреплять пробирку в держателе, закреплять муфту на стержне штатива, нагревать пробирку с сухим веществом, отбирать газ под водой и т.д., кроме этих умений, могут быть интеллектуальные: умение наблюдать за демонстрацией опытов (замечать существенно), делать выводы на основе наблюдений, осуществлять переносы. Каждое из этих умений может относиться к отдельным конкретным случаям. Например, умение заметить, в каком сосуде горит лучинка более ярко, сделать выводы, в каком сосуде чистый кислород, а в каком он смешан с воздухом. Такая подготовка к экспериментальному уроку дело непростое, но по силам любому учителю, проявляющему интерес к исследовательской работе по методике преподавания химии.

Общая характеристика обобщения

Мыслительную операцию, связанную с переходом от единого к особенному, а затем и к всеобщему называют обобщением. Обобщение понятий – логическая операция, которая заключается в том, что для изучаемого понятия находят более широкое понятие, включающее данное. С логической точки зрения, обобщение представляет собой переход от видовых понятий к родовым.

Обобщение – важная умственная операция. Оно позволяет сократить количество информации, заменить знания множества сходных случаев знанием одного принципа, рассматривать предметы или явления не как сугубо изолированные, а с учетом того, что они являются представителями класса подобных предметов или явлений. Известные науке понятия, принципы, законы, правила и есть обобщение.

В обучении сложились три типа обобщения: индуктивный, дедуктивный и обобщение "с места".

Индуктивному обобщению должно обязательно предшествовать знакомство учащихся с предметами и объектами, на базе которых формируется обобщение.

Дедуктивное обобщение дают в готовом виде, а ученики используют его для вывода следствий при изучении конкретного материала.

В процессе обобщения "с места" общее раскрывается на одном примере, а затем распространяется на всю совокупность однородных объектов.

Материалы по педагогике:

Психолого-педагогические особенности развития личности в ранней юности
Старший школьный возраст относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. В этот период происходит физиологическое созревание организма, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, что обеспечивает приток крови ко всем частям организма. ...

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе заним ...

Контрольное обследование умственных способностей дошкольников
После первоначального обследования и проведения дидактических игр проведена повторная диагностика дошкольников. Брались те же диагностики: «10 картинок», «самое не похожее», и «расставь точечки». В этой методике у детей повысился объем внимания: Фамилия, имя ребенка Карточки Общая оценка 1 2 3 4 5 ...

Навигация