Коммуникативные, социальные и лингвистические барьеры в организации деловой письменной коммуникации

Материалы о педагогике » Письменная деловая коммуникация в условиях современных форм социального взаимодействия » Коммуникативные, социальные и лингвистические барьеры в организации деловой письменной коммуникации

Страница 1

Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие . Основные категории коммуникативных барьеров включают:

– смысловые барьеры: проблемы в понимании смысла или значения сообщения;

– организационные барьеры: проблемы, связанные с удаленностью участников общения друг от друга; со специализацией задач; с различиями в авторитете и статусе общающихся; с собственностью на информацию;

– межличностные барьеры: проблемы психологического климата, системы ценностей и негативных установок участников общения;

– индивидуальные барьеры (физиологические и психологические): проблемы, связанные с индивидуальными особенностями мышления и деятельности, которые могут определяться физическими недостатками, и проблемы, связанные с личными коммуникативными навыками, которые могут определяться психологическими особенностями и состоянием;

– социальные и культурные барьеры: проблемы, связанные с нормами, ценностями и линией поведения определенных групп людей;

– экономические, географические и временные барьеры: проблемы вре-

менных и денежных ресурсов, различного местоположения и влияние времени получения сообщения;

– барьеры каналов и средств распространения информации: проблема конфликта между способами и средствами передачи информации (что выбрать);

– технологические барьеры: проблемы использования технологий приема и передачи информации;

– логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания. Барьер логического непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна – правильная, т.е. наша.

Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики: женская, детская, возрастная и т.д. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.

Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное – «все понимают по-своему».

Во многих проблемах коммуникации обвиняют технологию. Даже если исключить технологические сбои (когда у Вас под рукой есть какая-то альтернативная технология, например, электронная почта вместо факса), то человеческие ошибки, суть которых либо в выборе неподходящего канала, либо в неэффективном его использовании, дадут о себе знать. Фактически коммуникационные технологии лишь обеспечивают пользователей теми или иными каналами, но качество осуществляемой с их помощью коммуникации продолжает определяться людьми. Правильно учитывая сильные и слабые стороны любого получателя, осознанно используя разные каналы, коммуникационные барьеры можно преодолеть. Например, при получении и принятии приглашения на международный симпозиум, могут возникнуть коммуникационные проблемы (таблица 2).

Таблица 2 Виды барьеров и причины их возникновения

Барьер

Возможная причина

Практическое следствие (в чем может проявиться)

Смысловой

Слабое знание языка

Невозможность самостоятельно прочитать приглашение и подготовить ответ. При отсутствии синхронного перевода участие в мероприятии становится проблематичным

Экономический

Высокая стоимость участия в мероприятии

Отказ от участия по экономическим соображениям

Организационный

Удаленность места проведения. Недостаток статуса

Логистические и транспортные проблемы. Нежелание руководства оплачивать поездку

Индивидуальный

Слабые коммуникативные навыки

Не состояние убедить руководителя в необходимости поездки

Культурный

Место проведения находится в стране с другими культурными традициями

Ответ на приглашение может быть истолкован как невежливый, если будет составлен без учета специфических правил этикета

Технологический

Технические сбои

Невозможность вовремя послать подтверждение участия вследствие поломки факсимильного аппарата

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Психологические и лингвистические основы развития словаря
Язык - потенциальная система знаков. Сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Речь- это действие и его продукт, это деятельность людей. Речь всегда мотивированна, т. е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она вс ...

Составление рефератов
Реферат по существу является связным и кратким пересказом конспекта одного или нескольких произведений. В тексте реферата могут быть представлены цитаты и тезисы, рецензии, таблицы, диаграммы и т.п. как элементы связного пересказа на определенную, основную тему. Рефераты надо перечитывать, редактир ...

Методы и приемы работы с письменными произведениями
В данном параграфе мы рассмотрим методы работы с письменными произведениями, основные типы упражнений и формы письменных речевых произведений. В обучении письму можно выделить три этапа: 1 овладение графикой; 2 освоение структурных моделей, моделей предложений; 3 овладение письменной речью как сред ...

Навигация