Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие . Основные категории коммуникативных барьеров включают:
– смысловые барьеры: проблемы в понимании смысла или значения сообщения;
– организационные барьеры: проблемы, связанные с удаленностью участников общения друг от друга; со специализацией задач; с различиями в авторитете и статусе общающихся; с собственностью на информацию;
– межличностные барьеры: проблемы психологического климата, системы ценностей и негативных установок участников общения;
– индивидуальные барьеры (физиологические и психологические): проблемы, связанные с индивидуальными особенностями мышления и деятельности, которые могут определяться физическими недостатками, и проблемы, связанные с личными коммуникативными навыками, которые могут определяться психологическими особенностями и состоянием;
– социальные и культурные барьеры: проблемы, связанные с нормами, ценностями и линией поведения определенных групп людей;
– экономические, географические и временные барьеры: проблемы вре-
менных и денежных ресурсов, различного местоположения и влияние времени получения сообщения;
– барьеры каналов и средств распространения информации: проблема конфликта между способами и средствами передачи информации (что выбрать);
– технологические барьеры: проблемы использования технологий приема и передачи информации;
– логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания. Барьер логического непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна – правильная, т.е. наша.
Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики: женская, детская, возрастная и т.д. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.
Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное – «все понимают по-своему».
Во многих проблемах коммуникации обвиняют технологию. Даже если исключить технологические сбои (когда у Вас под рукой есть какая-то альтернативная технология, например, электронная почта вместо факса), то человеческие ошибки, суть которых либо в выборе неподходящего канала, либо в неэффективном его использовании, дадут о себе знать. Фактически коммуникационные технологии лишь обеспечивают пользователей теми или иными каналами, но качество осуществляемой с их помощью коммуникации продолжает определяться людьми. Правильно учитывая сильные и слабые стороны любого получателя, осознанно используя разные каналы, коммуникационные барьеры можно преодолеть. Например, при получении и принятии приглашения на международный симпозиум, могут возникнуть коммуникационные проблемы (таблица 2).
Таблица 2 Виды барьеров и причины их возникновения
Барьер |
Возможная причина |
Практическое следствие (в чем может проявиться) |
Смысловой |
Слабое знание языка |
Невозможность самостоятельно прочитать приглашение и подготовить ответ. При отсутствии синхронного перевода участие в мероприятии становится проблематичным |
Экономический |
Высокая стоимость участия в мероприятии |
Отказ от участия по экономическим соображениям |
Организационный |
Удаленность места проведения. Недостаток статуса |
Логистические и транспортные проблемы. Нежелание руководства оплачивать поездку |
Индивидуальный |
Слабые коммуникативные навыки |
Не состояние убедить руководителя в необходимости поездки |
Культурный |
Место проведения находится в стране с другими культурными традициями |
Ответ на приглашение может быть истолкован как невежливый, если будет составлен без учета специфических правил этикета |
Технологический |
Технические сбои |
Невозможность вовремя послать подтверждение участия вследствие поломки факсимильного аппарата |
Материалы по педагогике:
Ретроспективный анализ становления принципа наглядности
Процесс обучения - это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...
Эффективность использования дидактических игр для формирования знаний о
сезонных изменениях в природе
В экспериментальной работе принимали участие дети, с которыми проводились исследовательские методики по выявлению знаний детей о сезонных изменениях в природе на констатирующем этапе и проводилась работа по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе. На контрольном этапе использовалась та ...
История возникновения и развитие ритмики, партерная гимнастика как раздел
ритмики
«Создателем системы музыкального ритмического воспитания является Эмиль Жак-Далькроз (1856 – 1950) – швейцарский педагог, композитор, общественный деятель. Занимаясь в Женевской консерватории со студентами, Далькроз обратил внимание на то, что далеко не все могут выполнять ритмический рисунок в пре ...