Профессиональная деструкция оказывает разрушающее влияние на развитие личности педагога и требует коррекции. На основе проведенного теоретического и практического исследования профессиональной деструкции была разработана программа коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО.
Непременным условием непрерывности развития личности и сохранения самоотождествления в ситуации глубоких изменений является рефлексия и принятие собственных изменений в кризисе. Системообразующим компонентом коррекционной программы выступает эго-идентичность (рефлексивная составляющая социальной ситуации развития). Активизация таких факторов, как рефлексия, уверенность в себе, способность к целеполаганию и планированию собственной жизни, создает условия для личностного и профессионального развития, расширяет компетенцию индивида и снижает вероятность развития симптомов деструкции.
Целью данной программы является формирование условий для создания автономной эго-идентичности посредством развития умений и навыков рефлексии, развития навыков целеполагания и осмысления жизни, повышения уверенности в себе, овладения педагогами приемами снятия психоэмоционального напряжения.
Таким образом, поставленная в программе цель достигается при последовательном и параллельном решении следующих задач:
- ознакомить участников тренинга с сущностью профессионального выгорания с точки зрения психологии, как результата дисгармоничного прохождения нормативных кризисов развития личности педагогов: причинами, структурными особенностями, проявлениями, и его отрицательным влиянием на личностно-профессиональное развитие, а также негативными последствиями для здоровья и жизнедеятельности педагогов;
- сформировать условия для развития рефлексивных и адаптивных способностей педагогов в процессе овладения ими эффективными приемами помощи самим себе;
- создать условия для формирования у педагогов ценностных установок, направленных на сохранение профессионального здоровья и восстановление своего потенциала, для повышения уверенности в себе;
- сформировать условия для осмысления жизни и когнитивных стратегий, направленных на решение проблемы, для развития навыков целеполагания;
- дать педагогам возможность освоить эффективные способы выработки системы собственных убеждений и повышения уверенности в себе, способы постановки и достижения целей и планирования будущего, способы снятия психоэмоционального напряжения.
В рамках представленной программы психологу следует проводить работу по таким основным направлениям деятельности практического психолога, как психодиагностическая и психокоррекционная деятельность в рамках проблемы профессиональной деструкции педагогов.
Программа коррекции профессиональной деструкции педагогов имеет комплексный характер и представляет собой систему упражнений, направленных на:
- формирование и развитие умений и навыков рефлексии и рефлексивного осмысления и восприятия своей личности, возможностей жизни, изменение убеждений, негативных установок, в том числе профессиональных, продуцирующих развитие профессиональной деструкции у педагогов;
- повышение уверенности в собственных силах;
- развитие навыков целеполагания и осмысление жизни;
- овладение педагогами приемами снятия психоэмоционального напряжения с целью повышения устойчивости к профессиональной деструкции.
В качестве основополагающих использовались методы формирующего взаимодействия, психологический тренинг, состоящий из четырех модулей: «Развитие рефлексивны: способностей», «Развитие уверенности в себе», «Развитие целеполагания», «Развитие навыков снятия психоэмоционального напряжения», информационные сообщения по проблеме (мини-лекции).
Разработанная программа имеет комплекс специфических особенностей, например:
- гибкие стратегии работы помогают эффективному оказанию дифференцированной психологической помощи на каждом этапе профессионального развития педагогов, при любом нормативном кризисе развития;
- коррекционно-развивающая программа понижает уровень и особенности проявления профессиональной деструкции;
- программа характеризуется оперативностью и легко выявляемой результативностью.
Материалы по педагогике:
Алгоритмизированное обучение
Вообще под понятием алгоритма понимается любое строгое предписание выделения действий или деятельности, обязательно приводящее к достижению заранее поставленной цели и запланированных результатов. Алгоритмы – строгие предписания – очень широко используются в обучении химии. Алгоритмически выполняют ...
Методические разработки по теме: «Внутреннее строение и размножение рыб»
Урок 1. Внутреннее строение и особенности размножения рыб Оборудование: плакаты «Внутреннее строение костистой рыбы»; «Развитие костистой рыбы»; муляж головного мозга рыбы; рабочие карты: № 5. «Внутренние строение костистой рыбы», № 6. «Размножение рыб» (см. Приложения); карточки-задания для «тихог ...
Классификация внеклассной работы
Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы по математике. 1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного мате ...