Дошкольное образование в начале XX в

Материалы о педагогике » История дошкольного воспитания » Дошкольное образование в начале XX в

Страница 1

Империализм в России, как и в других странах, сопровождался жесточайшей эксплуатацией трудящихся, в том числе и женщин-матерей. В результате множество детей оставались безнадзорными. Однако правительство, не принимало каких-либо действенных мер к улучшению положения детей, ограничиваясь распространением таких реакционных учреждений по призрению детей, как детские приюты. С 1891 г. стали открывать сельскохозяйственные приюты, в которых наряду с религиозным воспитанием приучали детей-сирот к огородничеству, садоводству, пчеловодству и т.д. К 1910 г. насчитывалось 80 таких учреждений.

Усилилось вмешательство церкви в дело призрения детей трудящихся. Церковнослужители начали создавать детские приюты в приходах. К концу XIX в. в Москве и Петербурге насчитывалось свыше 50 церковноприходских детских приютов, которые принимали сирот, полусирот и детей беднейшего населения от 3 до 10 лет.

В конце XIX в. в столицах и крупных городах России возникли филантропические общества и союзы, которые ставили своей задачей организацию различных благотворительных учреждений для безнадзорных детей и детей-сирот. Эти общества открывали ясли, ясли-приюты, народные детские сады.

Первые ясли для грудных детей были открыты в Петербурге в 1845 г., а фабричные ясли впервые возникли при Раменской текстильной фабрике (Московская губерния) в 1880 г. Московское общество попечения о бедных и больных детях, имевшее районные попечительства, к 1895 г. открыло 12 учреждений, к 1899 г. – 86 учреждений, в которых содержались 848 детей-сирот и полусирот от 3 до 10 лет.

Петербургское общество попечения о бедных и больных детях (с районными попечительствами) открывало ясли-приюты в местах сосредоточения крупной промышленности. Некоторые ясли-приюты смешанного типа для детей преддошкольного и дошкольного возраста были созданы на средства отдельных фабрикантов и жертвователей.

По примеру Москвы и Петербурга ясли-приюты для детей преддошкольного и дошкольного возраста стали открываться на средства частных благотворителей и филантропических обществ в Нижнем Новгороде, Баку и других промышленных городах России. Поскольку ясли предназначались для детей работниц и беднейшего населения, это были учреждения, где дети находились обычно с 6 часов утра до 8–9 часов вечера. Дети получали питание, а иногда, в необходимых случаях, и медицинскую помощь: в некоторых яслях безвозмездно работали врачи, желавшие облегчить тяжелую участь детей народа.

Буржуазно-филантропические организации открывали в помощь семейному воспитанию бесплатные народные детские сады.

«В 1894 г. Петербургским фребелевским обществом содействия первоначальному воспитанию на средства фабрикантов был открыт бесплатный, народный детский сад для детей фабричных рабочих и беднейшего городского населения и летний народный детский сад – детская площадка для детей дошкольного и младшего школьного возраста (с 1895 г. площадка содержалась на средства городской думы). В 1897 г. этим обществом был открыт второй фабричный народный детский сад, который в летнее время превращался в смешанную площадку для игр и занятий детей от 3 до 14 лет. В этом же году в Петербурге открылся народный детский сад Е.П. Калачевой».

Бесплатные народные детские сады открывались в конце XIX в. и в других промышленных городах – в Серпухове, Риге и др. В начале XX в. благотворительным Киевским обществом содействия воспитанию и защиты детей (возникло в 1902 г.) был открыт бесплатный народный детский сад с приютом для сирот, полусирот из бедных слоев населения. К 1905 г. в Киеве было открыто пять народных детских садов.

В народных детских садах на одну воспитательницу приходилось до 50 детей, причем состав групп был неоднородным, нередко с детьми дошкольного возраста приходили их братья и сестры 7–9-летнего возраста, не учившиеся в школе, обычно дети находились в детском саду 6–8 часов в день.

Организация и воспитательная работа в бесплатных народных дошкольных учреждениях осложнялись тем, что не хватало необходимых материальных средств для приобретения хозяйственного и учебного оборудования, не было специальных помещений, подготовленного педагогического персонала. Правительство не оказывало благотворительным обществам достаточной помощи, наоборот, преследовало деятельность тех, кто искренне хотел помочь народу, женщинам-работницам в воспитании детей и в охране здоровья. Однако передовые люди из среды демократической интеллигенции стремились использовать буржуазно-благотворительные общества и преддошкольные учреждения, чтобы установить связь с трудовым народом. Они вели в детских садах разнообразную воспитательную работу, в том числе и с родителями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Родители как участники учебного процесса
Школа получает ребенка из среды как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей. Семья как социальный институт общества особенна, чувствительна ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабиль ...

Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические характеристики: содержательную и динамическую
Содержательные характеристики: 1. наличие личностного смысла учения. 2. действенность – влияние мотива на учение и поведение (реально действующий или значимый мотив). Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зре ...

Методические особенности подготовки школьников в области информатики и информационных технологий
В основу курса информатики и информационных технологий в 5 классе положены такие принципы как: 1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолж ...

Навигация