Дошкольное образование в начале XX в

Материалы о педагогике » История дошкольного воспитания » Дошкольное образование в начале XX в

Страница 2

В практике лучших народных детских садов наблюдались творческие искания в разрешении организационно-педагогических и программно-методических вопросов дошкольного воспитания. Своей работой они вносили известный вклад в развитие дошкольной педагогики. Отдельные воспитатели изучали запас имеющихся у детей представлений и понятий, стремились разработать программу и методику расширения умственного кругозора детей. Видное место в занятиях они отводили изучению природы и окружающей жизни, проводили с детьми предметные беседы, сопровождавшиеся иногда простейшими физическими опытами или трудовыми занятиями. Беседы на разные темы обогащали словарь ребенка, развивали его речь, давали ему элементарные знания признаков и качеств предметов, моральных норм и правил поведения. В подавляющем числе детских учреждений детям внушали с раннего возраста жизненные правила буржуазного общества, заставляли заучивать заповеди, молитвы – ведь религиозное воспитание было основной заботой многих филантропических учреждений.

«В народных детских садах осуществлялся принцип сезонности при отборе содержания занятий и игр, занятия были построены в определенной системе, допускавшей, однако, те или иные отступления от намеченного расписания; воспитатели использовали в работе народные сказки, песни, игры; руководствовались идеями К.Д. Ушинского. На занятиях по рассказыванию и ручному труду дети воспроизводили явления окружающей жизни, но чаще всего ручной труд в народных детских садах имел практический уклон: дети изготовляли украшения для комнат, для елки, подарки и т.д., конструировали и драматизировали (в построенный домик вселяли кукол, в конюшню-лошадку)».

В некоторых народных детских садах периодически проводились проверочные беседы, которые имели цель выяснить, как дети усвоили моральные нормы, новые для них понятия и представления. Основой для такой беседы обычно был какой-либо специально подобранный рассказ.

Народные детские сады иногда устраивали детские праздники и выставки работ воспитанников. На них приглашались родители, что содействовало сближению детского сада с семьей.

Но филантропические преддошкольные и дошкольные учреждения охватывали в конце XIX в. лишь очень небольшое количество детей и, конечно же, не могли разрешить проблему общественного воспитания малолетних детей широких масс городского населения, не могли существенно повлиять на уменьшение числа беспризорных и сокращение смертности детей раннего возраста; по-прежнему оставалась нерешенной проблема раскрепощения женщины-работницы. Деятельность учреждений по призрению детей В.И. Ленин называл «акробатством буржуазной благотворительности».

В конце XIX в. подавляющее количество открытых ранее платных детских садов превратилось в учреждения по подготовке детей для поступления в школу. В 1896 г. в России числилось 66, а в 1903 г., по неполным данным, 84 платных детских сада. Лучшие платные детские сады, в которых работали квалифицированные воспитательницы, продолжали поиски новых путей воспитательно-образовательной работы с детьми в том направлении, чтобы подготовительное обучение было разнообразным, развивало и не переутомляло детей.

Идея дошкольного воспитания проникла в специальную отрасль педагогики – сурдопедагогику. По инициативе одного из ее энтузиастов Ф.A. Pay в 1900 г. в Москве был открыт первый платный детский сад-пансион для глухонемых детей. Затем детские сады для глухонемых были открыты в Петербурге (1902 г.) и в Киеве (1904 г.)

Некоторые губернские земства стали открывать в деревнях и селах летние ясли для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Почин в открытии летних яслей для крестьянских детей положило пермское губернское земство. По ходатайству губернского съезда врачей, считавших ясли одним из способов борьбы с детской смертностью и наглядного ознакомления матерей с правилами ухода за детьми и детского питания, пермское губернское земство открыло в 1896 г. 3 яслей, в 1897 г. – 11 яслей. Его примеру последовали и другие губернские земства: воронежское земство в 1898 г. открыло 12 яслей, в 1899 г. – 24 яслей; курское в 1899 г. – 22 яслей. В летних яслях со старшими детьми проводились занятия, воспитание носило религиозный характер.

В крупных промышленных центрах возникали организации, проводящие большую работу по пропаганде идей общественного дошкольного воспитания, по внедрению в семейное воспитание требований педагогической науки. Некоторые общественные организации занимались подготовкой кадров для дошкольных учреждений, а также открывали дошкольные учреждения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Внеклассная работа по химии и ее место в учебно-воспитательном процессе
Обучение и воспитание составляет единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно – воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздейст ...

Просветительская деятельность М.В. Ломоносова. Печатное слово
Стремление Петра к просвещению России, к распространению наук было особенно дорого Ломоносову. Из­вестно, как много труда вложил великий ученый в дело просвещения России. Он неустанно думал над способами популяризации научных знаний среди широких масс народа. Он предлагал, например, не ограничивать ...

Сущность научной организации труда учителей
Приобщение учителя к НОТ требует, прежде всего, введения его в курс основных понятий и категорий этой отрасли научных знаний. Труд в широком понимании представляет собой целесообразную деятельность человека. Труд в его более узком смысле – это лишь одна из форм человеческой деятельности, связанная ...

Навигация