Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому языку в коррекционной школе

Материалы о педагогике » Методика преподавания русского языка в коррекционной школе » Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому языку в коррекционной школе

Страница 1

Игра, как феномен человеческой деятельности, издавна является предметом изучения самых разнообразных отраслей знаний: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики. К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются работы и об использовании игры при формировании у детей знаний, умений и навыков по отдельным предметам. Пожалуй, больше всего опубликовано книг и статей об игре в связи с освоением детьми математики в дошкольных детских учреждениях и в системе внеклассной работы. По нашим наблюдениям, в общеобразовательной школе игра чаще проводится на уроках математики, несколько реже - на уроках иностранного языка.

Игра оказывает существенное влияние на формирование человека. Однако спорным был и остается вопрос о целесообразности применения игры на уроке.

Прежде всего, определим, что будем понимать под игрой, так как сам термин «игра» многозначен.

Описанию и анализу игр посвящена огромная литература. Существуют десятки определений, отражающих сложность однозначного объяснения этого понятия. Например:

игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности;

игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом процессе;

игра самостоятельная социальная структура, подразумевающая состязание между двумя и более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон;

игра как таковая - это не игровое оборудование, а формально организованная система соперничества ее участников.

Наиболее полно и точно, в широком понимании, сущность игры характеризуется П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым: "Человеческая игра есть изначально мотивированная, первоначально установленная, генетически и специально запрограммированная, осмысленная и ответственная деятельность, которая включает в себя и предметную (видимую), и теоретическую (мыслительную), и душевную деятельность".

Мы считаем, что в ареале этого определения может быть обоснована и суть дидактической игры, являющейся одним из видов этой специфической деятельности человека.

Некоторые философские аспекты игровой деятельности были осмыслены в работах Г.П. Щедровицкого, И.В. Бестужева - Лады, И.С. Кона и других отечественных философов и социологов. Так, Г.П. Щедровицкий полагал, что "игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей: в этом плане она есть особое педагогическое творение". И.С. Кон предлагал считать игру "механизмом самоорганизации и самообучения" психики ребенка. Это обобщенная модель "самости ребенка", способ собирания ребенком "своего Я", важнейшая универсальная форма, в которой идут «мощные процессы самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения, самоутверждения и самореабилитации».

Наиболее глубоко к настоящему времени рассмотрены психологические аспекты игры. Укажем в этой связи на работы СТ. Шацкого, ГТ.П. Блонского, Д.Б. Эльконина, Дж. Брунера, Ж. Пиаже и другие.

Д.Б. Эльконин оценивал значение игры в жизни человека следующим образом: "Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными очками зрения". Называя игру "арифметикой социальных отношений", он трактовал ее как деятельность, возникающую на определенном этапе онтогенеза, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания мира взрослых. Выделяя разные периоды развития человека, ученый связывал их особенности с ведущими видами деятельности, и определял игру в детском возрасте как главное средство, способствующее разрешению внутренних противоречий и готовящее ребенка к осуществлению новых видов деятельности. Игра как отраженная модель поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем включает в себя альтернативные сценарии различных процессов жизни. Но в любой игре заложены "вольные" основы самовыражения, импульсы творческих подходов, выборов, предпочтений.

В работах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе и других была обстоятельно проанализирована роль игры как социально - психологического феномена. Так, Б.Г. Ананьев утверждал, что игра - это особая форма деятельности, она имеет свою историю развития, охватывающую "все периоды человеческой жизни". Л.С. Выготский акцентировал в игре способ реализации сознательного потенциала ребенка, средство его интенсивного развития. В ней происходит "творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка". Это своего рода "увеличительное стекло, в которое видится все будущее развитие. Человек в игре совершает прыжок над уровнем своего прошлого развития". Именно это свойство игры привлекает ее участников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Дидактическая игра, ее сущность. Классификация
Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта; это воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть. Игра — один из тех видов деятельности, который ...

Ретроспективный анализ становления принципа наглядности
Процесс обучения - это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...

Принципы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
семейный воспитание ребенок Как известно, принципы воспитания - это наиболее общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. В условиях семьи они отражают специфику воспитательного взаимодействия родителей и детей и в от ...

Навигация