Помимо электромагнитов, в науке и технике широко применяют постоянные магниты, с которыми учащиеся частично уже знакомы. Важно показать процесс намагничивания стальных предметов магнитным полем электрического тока.
Для опыта берут стальной стержень (ножовочное полотно, напильник) и наматывают на него 20—30 витков изолированного провода. Пропускают по обмотке постоянный ток и, вынув стержень, обнаруживают его магнитные свойства. Проделывают аналогичные опыты с алюминиевым, медным, стеклянным и другими стержнями. Исследуя их, выясняют, что они не становятся магнитами. Можно намагнитить стальные опилки, насыпанные в пробирку. Пробирка ведет себя как магнит. После встряхивания опилок ее магнитные свойства исчезают.
Изучение магнитов завершают наблюдением магнитных линий, полученных с помощью железных опилок. Сопоставляя картину магнитных линий постоянного магнита и катушки с током, делают вывод об их схожести. Знакомят учащихся с гипотезой Ампера о молекулярных токах, кратко рассказывают об электронных представлениях о природе магнитных свойств вещества.
Земля, как известно учащимся, представляет собою естественный постоянный магнит. Происхождение земного магнетизма до сих пор является научной проблемой, полностью еще не решенной. Предполагается, что земной магнетизм связан с жидким ядром, в котором возможна циркуляция электрических токов. С помощью космических аппаратов исследуются магнитные поля других планет, что может пролить свет на происхождение магнитного поля небесных тел и Земли. Так, например, советские станции «Венера» установили, что собственное магнитное поле у Венеры отсутствует. Есть данные, что это единственная планета Солнечной системы, не имеющая собственного магнитного поля.
Стальные тела могут в поле Земли намагничиваться так же, как в магнитном поле катушки с током. В некоторых случаях это нежелательно. Примером может служить намагничивание кораблей в магнитном поле Земли. Во время Великой Отечественной войны такие корабли могли стать мишенью для магнитных мин, которые автоматически ориентировались в магнитном поле корабля. Советские ученые в короткий срок разработали надежный способ размагничивания кораблей и тем самым спасли многие корабли от гибели. Способ размагничивания состоял в том, что корпус окружался проводом, по которому пропускался ток нужного направления и силы, магнитное поле которого и размагничивало корабль.
Материалы по педагогике:
Проблемы усвоения женской половой роли
Новорожденной девочке «везет», конечно же, больше. Она с самого начала имеет соответствующую ее полу ролевую модель, поэтому ей в дальнейшем не придется отказываться от своей первичной идентификации с матерью. Врачи, воспитатели детского сада, учителя только помогут ей сформировать адекватный образ ...
Достоинства использования и проведения экспериментальных методик при
изучении курса оригами
Безусловно, главным моим помощником в преподавании курса оригами был учебный проектор и подготовленные видео ролики, на которых были представлены пошаговые процессы изготовления изделий. Данная методика: упрощала для меня многократный показ изготовления одного и того же изделия (была возможность, в ...
Проявление заикания и его формы как одна из проблем
современной логопедии и неврологии
Заикание определяется как нарушение ритма, темпа, плавности речи, но не исчерпывается этими особенностями. Многие родители связывают начало заикания с плохим сном, потерей аппетита и изменениями в характере ребенка: повышенная возбудимость, раздражительность или даже вялость и апатичность. Н.И. Жин ...