Действие магнитного поля на проводник с током учащиеся уже наблюдали. Это явление лежит в основе действия многих технических устройств, и прежде всего — электродвигателей. Это обусловливает необходимость более детального изучения вопроса о действии магнитного поля на проводник с током. Для этой цели повторяют опыт с помощью установки, представленной на рисунке 2.
Горизонтальный участок провода располагают между полюсами дугообразного магнита. Выпрямитель или аккумулятор ставят так, чтобы всем учащимся было видно расположение полюсов источника тока.
При замыкании цепи наблюдают отклонение провода, при размыкании — возвращение его к положению равновесия.
Затем убирают магнит и снова замыкают и размыкают цепь. Провод остается неподвижным. Делают вывод: магнитное поле действует с некоторой силой на провод с током.
Затем рассматривают поворот витка (рамки) с током в магнитном поле, как показано на рисунке 5.
В качестве практического применения явления знакомят учащихся с устройством и принципом действия электроизмерительного прибора магнитоэлектрической системы. Для этого можно использовать плакаты и демонстрационный школьный гальванометр, а также действующую модель, подобную показанной на рисунке 6. При изготовлении модели на рамку размерами примерно 160X80 мм наматывают несколько десятков витков провода d = 0,2—0,3 мм в эмалевой изоляции. Начало и Конец провода закручивают спиралями а и Ь вокруг концов оси рамки, пропущенной через середины длинных сторон рамки и укрепленных в отверстиях стойки с и вертикальной панели d. Затем концы спиралей прикрепляют: один — к стойке с, другой — к панели d — и выводят к клеммам ki и ki. На ось рамки укрепляют стрелку е, а на панель, которая одновременно служит экраном фона, наклеивают шкалу с делениями. При демонстрации прибора около рамки на подставках располагают постоянные магниты подобно тому, как это показано на рисунке 7.
![]()
Рисунок 5 Рисунок 6
Рисунок 7
Материалы по педагогике:
Научный подход и проблема мотивации учения школьников
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Её значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятель ...
Исследование социально-психологической адаптации первоклассников
Цель исследования: установление уровня адаптированности учащихся к обучению в школе. Методика: проективный рисунок «Школа». Первоклассникам были розданы листы формата А 4 и цветные карандаши с просьбой изобразить школу. Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записывались на обратной ...
Электродвигатель постоянного тока и его применение
Целесообразно начать урок с постановки перед учащимися вопроса, что они знают о применении электродвигателей в быту и технике. После выяснения чрезвычайно широкого их применения полезно поставить вопросы: «А кто знает, на чем основана работа электродвигателей? Какое явление положено в основу их дей ...