Специфика изучения зарубежной драматургии в трудах литературоведов и методистов

Материалы о педагогике » Изучение зарубежной драматургии на уроках иностранного языка в 9 класс средней образовательной школы » Специфика изучения зарубежной драматургии в трудах литературоведов и методистов

Страница 2

Подробный и обстоятельный анализ творчества Шекспира, дополненный биографическими сведениями, реконструируемыми зачастую гипотетично, содержится и в переведённой на русский язык книге великого датского критика и литературоведа Георга Брандеса (1842–1927) «Шекспир. Жизнь и произведения».

Характерные черты драматургии барокко выявляются на примере немецкой драматургии XVII века (к сожалению, почти не переведённой на русский язык) в монографии выдающегося немецкого культуролога Вальтера Беньямина (1892–1940) «Происхождение немецкой барочной драмы». Автор рассматривает основные составляющие барочной эстетики и поэтики, зачастую распространяя свои выводы на историю литературы вообще.

Французской литературе XVII–XVIII веков, связанной с классицистическими устремлениями, посвящена книга Д. Д. Обломиевского «Французский классицизм». В ней прослеживается эволюция классицистических форм от поэзии Ф. Малерба и драматургии предшественников Пьера Корнеля (вроде ЭтьенаЖоделя или Александра Арди) до революционного классицизма Мари-Жозефа Шенье. Творчество каждого великого драматурга (Корнеля, Жана Расина, Жана-Батиста Мольера) поставлено в зависимость от социальных, политических и этических представлений эпохи. Классицистической драматургии приписывается роль идейного рупора времени, предельно полно выразившаяся в результате в драматургии эпохи революции, которая более подробно рассматривается в предыдущей книге того же автора «Литература французской революции 1789–1794 гг.».

Проблемы творчества Ж.-Б. Мольера добросовестно исследованы в книгах С. С. Мокульского «Мольер. Проблемы творчества» и «Мольер (1622–1673)», а также в книге «Мольер. История пути формирования жанра высокой комедии» Г. Н. Бояджиева. В них подчёркивается, с одной стороны, реалистическая тенденция в его творчестве, произведения драматурга понимаются как отражение актуальной для своего времени проблематики; с другой стороны, выделяется тенденциозная сторона его творчества, столь характерная для эпохи классицизма, когда произведение искусства оценивалось с точки зрения его моральной и духовной нужности и полезности.

Стоит отметить книгу А.К. Дживелегова «Итальянская народная комедия. Commedia dell’arte», где даётся подробный анализ истории итальянского площадного театра XVI–XVIII веков. Несмотря на то что итальянская комедия масок была не литературным явлением, а лишь сценической импровизацией (сохранились лишь примерные сценарии таких комедий, образцы которых можно найти в упомянутой Хрестоматии С. С. Мокульского), значение её для истории литературы огромно: влияние комедии масок обнаруживается в театральном творчестве Ж.-Б. Мольера, в сказочных фьябах Карло Гоцци, преодоление застывших форм комедии масок стало основой театральной реформы Карло Гольдони. Творчество Гольдони рассматривается в книге Б. Г. Реизова «Карло Гольдони». Реизов, выдающийся исследователь французских реалистов Бальзака, Стендаля и Флобера, пытается в творчестве Гольдони найти генетические основы европейской литературы реализма. В творческом пути Гольдони выделяются те элементы, которые выглядят наиболее прогрессивными и важными в контексте развития литературы от Просвещения к литературе реалистического метода.

В методическом отношении определённое значение имеет книга З.И. Либинзона «Фридрих Шиллер», где в сжатой форме для школьников излагаются основные проблемы, связанные с изучением творчества великого немецкого драматурга. Повествование о жизни Шиллера можно найти в книге П. Ланштейна «Жизнь Шиллера» автор рассматривает эволюцию творчества поэта в связи с фактами его биографии.

Творчество Гёте и проблемы поэтики и смыслового содержания его великой трагедии «Фауст» всесторонне исследуются в книгах А.А. Аникста «Гёте и Фауст. От замысла к свершению» и «Творческий путь Гёте». Автор выявляет гуманистическое содержание произведений великого немецкого поэта и, прежде всего, его главного творения – трагедии «Фауст». Рассматривая связи Гёте с сентименталистскими и штюрмерскими традициями, с философскими воззрениями его эпохи, А. Аникст настойчиво подчёркивает мысль о творческой индивидуальности немецкого гения. В своей трактовке «Фауста» Аникст подчёркивает одновременно обусловленность трагедии временем её создания и связь произведения, главной герой которой уже давно стал вечным героем мировой культуры, с традициями европейской культуры.

Литература XIX века очень подробно исследована в отечественном и переводном литературоведении. Эволюция театрального искусства и драматической поэзии показана в книге Д. Д. Обломиевского «Французский романтизм». Автором тщательно исследованы изменения в мире драматической поэзии (В. Гюго, А. де Виньи, А. де Мюссе, А. Дюма), обусловленные новыми тенденциями в европейском мировоззрении. Важным представляется автору проследить связь французского театра с традициями Уильяма Шекспира и показать тот разрыв с театральными представлениями поздних классицистов, который возник благодаря радикальному переосмыслению значения театральной деятельности и поэтики драмы, осуществлённому авторами-романтиками. Французская драма классицизма исследуется в книге в её поступательном развитии: любая тенденция, возникающая в истории мировой культуры, не существует в статичной форме, развивается, изменяет свой вид, эволюционирует – вплоть до возможного переосмысления содержательной стороны явления.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Физическая культура школьника
Физическая культура школьника – это социально-детермированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем спец ...

Возможности проектного метода обучения в реализации задач подросткового возраста
В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к проектному методу организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в пост ...

Взаимосвязь и отличия социальной педагогики и социальной работы
Социокультурные процессы, происходившие в 19 в. в Европе и Северной Америке, способствовали появлению не только социальной педагогики, но и особой сферы социальной деятельности, получившей название "социальная работа". Социальная работа - профессиональная деятельность, связанная с оказани ...

Навигация