Психологические особенности детей с нарушением слуха

Страница 1

В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и глухих, и их развитие познавательной деятельности и личности отличаются, имеют свои особенности.

Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Ж.И .Шиф, Л.В. Занков, Д.М. Маянц, М.М. Нудельман, Т.В. Розанова и другие.

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у детей с нарушением слуха особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка с нарушением слуха становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у детей с нарушением слуха развиты не хуже, чем у слышащих детей (Л.В. Занков, И.М.Соловьев, Ж.И .Шиф, К.И. Вересотская), а в ряде случаев развиты лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Дети с нарушением слуха более тонко дифференцируют оттенки цветов.

При частичном нарушении функции слухового анализатора речевые движения становятся вялыми, невнятными, плохо дифференцированными. У детей потеря слуха отрицательно влияет не только на двигательные ощущения артикуляторного, но и на двигательные ощущения дыхательного аппарата.(И.М.Соловьев, Ф.А. Рау). Двигательные ощущения играют важную роль в овладении детьми с нарушением слуха устной речью.

Осязательные ощущения (ощущения тактильные, температурные, двигательные) у детей с нарушением слуха младшего возраста развиты плохо.(И.М.Соловьев). Они не умеют пользоваться этим сохранившимся анализатором. Получив новый предмет, они начинают манипулировать им, что несущественно для процесса осязания, или прикасаться к его поверхности лишь кончиками пальцев, не используя всю поверхность ладони, все пальцы.

Для детей с нарушением слуха характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы.(А.Н.Артоболевский, С.С. Ляпидевский, 1963).

Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта детьми с нарушением слуха значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий.

Непреднамеренное или непроизвольное запоминание у детей с нарушением слуха не уступает своим слышащим сверстникам. (Т.В.Розанова). Образный материал эти дети непосредственно запоминают более успешнее, чем слышащие, так как у них зрительный опыт богаче (зрительное запоминание). (В.В.Синяк, М.М. Нудельман). Но в то же время можно встретить в литературе данные, что в дошкольном возрасте дети с нарушением слуха хуже запоминают места расположения предметов, в младшем школьном возрасте – путают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению.

Преднамеренное или произвольное запоминание имеет ряд особенности у детей с нарушением слуха. Дети с нарушением слуха младших классов применяют вспомогательные средства для запоминания. При запоминании ряда сходных предметов они плохо умеют использовать прием сравнения.

При запоминании может произойти пропуск букв, перестановка букв, слогов, слова могут сливаться в одно. Это также результат недостаточной расчлененности значений слов.

У детей с нарушением слуха , которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах.

Дети с нарушением слуха длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно – образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно – логического мышления ребенок с нарушением слуха резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Обобщающее повторение темы «Магнитные явления»
Повторение целесообразно провести в форме конференции. Темами сообщений могут быть следующие: История открытия магнитных свойств вещества Открытие магнитного поля тока. Опыты Эрстеда Магнитные поля в науке и технике Электромагниты, их применение в науке и технике Из истории изобретения электродвига ...

Место письменной деловой коммуникации в структуре коммуникации и управления
Общение – необходимое условие развития человека как члена общества и как личности. Это сложный многоплановый процесс установления и поддерживания контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодейств ...

Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в изучении программного материала
Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с о ...

Навигация