Психолого-педагогическое обоснование актуальности изучения зарубежной драматургии в 9 классах

Материалы о педагогике » Изучение зарубежной драматургии на уроках иностранного языка в 9 класс средней образовательной школы » Психолого-педагогическое обоснование актуальности изучения зарубежной драматургии в 9 классах

Страница 2

Первый этап констатирующего эксперимента предполагал анкетирование учащихся по следующим вопросам:

Какие драматические произведения вы знаете?

Знаете ли вы драматические произведения зарубежных авторов? Какие?

Знакомы ли вам театральные или кинематографические постановки драматических произведений европейских авторов?

Драматические произведения – это литературные произведения, созданные для их воплощения на сцене (в кино). Как вы думаете, о чем они должны быть написаны?

Анализ результатов анкетирования.

На первый вопрос: «Какие драматические произведения вы знаете?» – школьники в большинстве своем дали ответы очень далекие от истины. Так, ими назывались самые разные произведения из школьной программы: наряду с комедией «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира были названы «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина, «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова и др. Столь странный выбор, с одной стороны, можно оценить как свидетельство определенной неподготовленности учащихся к определению произведения вего родовой специфике. С другой стороны, многие из названных подростками произведений знакомы им в том числе и по театральным или телевизионным постановкам, что свидетельствует о пусть и специфическом, но по природе своей верном суждении о драматическом произведении.

Вопрос: «Знаете ли вы драматические произведения зарубежных авторов? Какие?» – застал школьников врасплох: в большинстве ответов (36%) указывались трагедии У.Шекспира («Ромео и Джульетта», «Гамлет»), реже (12 %) назывались пьесы Ж.-Б. Мольера («Мещанин во дворянстве»), однократно указывались Лопе де Вега «Собака на сене», П.О. Бомарше «Женитьба Фигаро». Также следует отметить, что было достаточно много анкет (37 %), в которых данный вопрос остался совсем без ответа.

Отвечая на вопрос: «Знакомы ли вам театральные или кинематографические постановки драматических произведений европейских авторов?» – учащиеся отвечали, что они знакомы с театральными постановками пьес Шекспира, знают, что по его произведениям снимались киноленты (75 %), однако ни режиссеров, ни актеров этих постановок практически названо не было. Редкие ответы (23 %), что содержали в себе рассказы о тех или иных сценических и кинематографических воплощениях зарубежной драматургии (были названы телеспектакль театра Сатиры «Безумный день, или Женитьба Фигаро», главные роли в котором исполняют А.Ширвиндт и А. Миронов, фильм с участием М. Боярского и М. Тереховой «Собака на сене») скорее подтверждают общую картину довольно скудного представления школьников о мировой драматургии, слабой их вовлеченности в культурную жизнь общества.

Ответы на вопрос «Драматические произведения – это литературные произведения, созданные для их воплощения на сцене (в кино). Как вы думаете, о чем они должны быть написаны?» – в целом подтверждают наше предположение о представлениях подростков о всемирной драматургии. Так, более 70 % ответов носили формальный характер (о жизни людей, о любви и т. д.), 7 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос, более развернутые ответы (22%) предлагали следующую тематику: об отношениях людей, о несчастной (неразделенной, обманутой) любви, о комических ситуациях, о человеческих пороках и заблуждениях.

Также, суммируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что школьники 9 классов демонстрируют низкий уровень знаний драматических произведений, их художественно-эстетическое развитие обеднено отсутствием возможности познакомиться с шедеврами всемирной литературы. Наряду с этим мы можем констатировать и отсутствие готовности учащихся к восприятию драматических произведений, знакомству с их сценическими и кинематографическими интерпретациями современных режиссеров, что ставит перед нами следующую задачу исследования – проанализировать степень психолого-педагогической готовности современных школьников к восприятию и интерпретации драматических произведений.

Второй этап предполагал исследование восприятия драматических произведений учащимися 9 классов. Одним из условий эффективности изучения литературы в школе является применение таких путей и методов анализа, которые определяются спецификой художественного произведения, прежде всего тем родом литературы, к которому оно принадлежит. С точки зрения читателя, литературный род – это первые «ворота», через которые он входит в художественный мир произведения, отмечает Н.Д. Молдавская. Совершенно очевидно, что драма должна изучаться несколько иначе, чем эпос и лирика: и приемы анализа, и вся система работы будут отличаться определенным своеобразием. Специфические особенности драмы делают необходимым использование материалов психологической науки о взаимоотношении мышления и чувства при разработке методики изучения драматургии в школе. Полное и глубокое овладение учащихся литературно-художественным образом невозможно без воссоздания в их воображении конкретного представления данного образа, формирование которого происходит на основании конкретно-чувственного опыта учащихся, в результате чего воссозданный литературный образ носит субъективную окраску, более или менее приближаясь к авторскому.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Воспитание детей в Киевском и Московском государствах
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обыча ...

Культурно-массовая работа в классе, организуемая представителями родительского комитета
Культурное развитие личности ребенка – одна из неотъемлемых частей учебно-воспитательного процесса. Поэтому и задача школы, и задача семьи – повысить степень приобщения ребенка к культурному наследию общества, а также обеспечить такие формы работы в классе, которые способствовали бы формированию чу ...

Особенности организации логопедической работы в коррекционной школе
Специфика логопедической работы во вспомогательной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой — особенностями речев ...

Навигация