Психолого-педагогическое обоснование актуальности изучения зарубежной драматургии в 9 классах

Материалы о педагогике » Изучение зарубежной драматургии на уроках иностранного языка в 9 класс средней образовательной школы » Психолого-педагогическое обоснование актуальности изучения зарубежной драматургии в 9 классах

Страница 3

Проблема восприятия драмы освещается в работах психологов, методистов и литературоведов. Психологи в большинстве своем обращают внимание на игровую природу драмы, исследуют терапевтические возможности театра (Ю.Г. Клименко «Театр как практическая психология» – Клименко 1999) особенности и возможности драматического творчества (Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» – Выготский 1997), вопросы психологии актера и театрального творчества (П. М. Якобсон «Психология сценических чувств актера» – Якобсон 1936). Литературоведы же все чаще обращаются к вопросу читательского восприятия драматических произведений (В. Е. Хализев, В. А. Сахновский-Панкеев, Б. О. Корман и др.)

Чтение и изучение драматического произведения, как отмечается практически всеми исследователями этого вопроса, требует особого творческого отношения. Читатель должен представить, вообразить себе то, что происходит на сцене, в какой-то мере выступить соавтором драматурга. Поэтому в основе постижения литературного произведения вообще, тем более драматического, лежит процесс творческой деятельности воображения. Этот вид воображения рассматривается как активное воссоздающее воображение – «такой вид психической деятельности, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений. Восприятие литературных произведений определяется как один из наиболее сложных видов воссоздающего воображения, требующего специальной подготовки»Л. С. Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Педагогический вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно этими соображениями продиктована необходимость проведения предварительной подготовительной работы педагога, связанной с накоплением необходимого театрального опыта учащихся, опыта изучения способов передачи различных эмоций в письменной речи и наблюдениями за самими проявлениями этих эмоций. Формирование творческого восприятия текста связано с развитием способностей дофантазировать, воссоздать зрительный образ с основой, например, на словесный образ лирического произведения. Обращение же к драматическим произведениям с самого раннего этапа литературного образования (с пятого класса), в свою очередь, создает условия для обогащения багажа наблюдений школьника, его осмыслению и развитию деятельности воображения.

Драма как форма творческой деятельности ребенка представляется наиболее естественной. Во-первых, драма, основанная на действии, а тем более на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. В драматической форме сказывается с наибольшей ясностью полный круг воображения. Образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя бы и условную; стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит свое полное осуществление. Наблюдения ребенка за окружающей его действительностью, его знания об отношениях людей находят воплощение в драме – этот жизненный материал ложится в основу воссоздания зримых, пластических образов драматических персонажей, места действия. Поэтому перед педагогом встает две задачи. Во-первых, формирование умений накапливать жизненные наблюдения, умений наблюдать за поведением людей в различных ситуациях, умений видеть взаимосвязь между поведением человека, его внешности и его характером. Богатейший материал для таких наблюдений дают и эпические произведения. Работа с драматическим произведением, с одной стороны, активизирует в памяти впечатления о прочитанных эпических произведениях, где читатель воссоздает образ героя, опираясь на прямые авторские характеристики. С другой стороны, формируя образ действующего лица драмы, ребенок проходит этот путь самостоятельно и как бы уподобляется автору эпического произведения. В таком постоянном сопоставлении, на наш взгляд, и заключается одна из главных особенностей формирования восприятия литературного произведения в его родовой специфике. Во-вторых, изучение драмы как особого вида сценического творчества создает совершенно уникальные возможности для формирования индивидуальности ребенка, позволяя «проигрывать» различные характеры, ситуации, что само по себе служит как материалом для накопления жизненного опыта, так и средством решения многих жизненных ситуаций в коллективе, со сверстниками, в семье.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Навигация