Бразильский педагог Пауло Фрейре и его последователи, среди которых американский профессор Анри Жиро, настаивают, что в новой социально-политической ситуации учитель должен быть активным участником социальных преобразований и привлекать к этому своих учеников. Близка к этой точке зрения и политика радикального крыла российских реформаторов, которые полагают, что «педагог, учитель превращается в социального архитектора образа жизни ребенка, который в процессе сотрудничества, совместной деятельности с детьми помогает им найти свою дорогу в полном противоречий мире». Технологическим воплощением подобной позиции стала идея О.С. Газмана о педагогической поддержке как об особом процессе и появлении фигуры воспитателя или «поддерживателя» как новой педагогической позиции, заключающаяся во взаимодействии с позицией учителя-преподавателя и оказывающего поддержку, помощь, сопровождение при возникновении у ученика неразрешимых им самостоятельно трудностей.
По нашему мнению, в современной ситуации, с учетом основного требования подросткового возраста, учитель должен перейти на качественно новую позицию по отношению к ученику, учитель должен предстать детям, прежде всего как посредник. Посредник в смысле Л.С. Выготского – фигура, которая обеспечивает встречу ребенка с его потенциальными возможностями, с идеальной формой его существования. И в этом смысле учитель должен предстать детям как взрослый, как представитель того мира, куда им еще придется войти. От того, каким наши ученики видят своих учителей, зависит, что они будут думать о взрослой жизни. Ведь учителя – первые взрослые, которых они видят «в работе», вне обыденных забот.
Мы видим, что на сегодняшний день встает вопрос о реорганизации общеобразовательной школы таким образом, чтобы была возможность для удовлетворения интересов и потребностей ребенка в различных сферах, и которая бы заключала в себе оптимальные возможности для реализации этих потребностей, в том числе появление качественно иной позиции учителя.
Материалы по педагогике:
Экспериментальное изучение особенностей формирования диалогического
высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Экспериментальное исследование проводилось в апреле-мае 2008 учебного года на базе «Муниципальной средней общеобразовательной школы №3» г. Саранска. Дети участвующие в эксперименте имели заключение психолого-педагогической комиссии о наличие у них общего недоразвития речи III уровня по классификаци ...
Становление новой системы музыкального образования в г. Белгороде
«После решенной задачи величайшего в мире политического переворота перед нами стали иные задачи - задачи культурные… Задача подъема культуры - одна из самых очередных». Для решения этой задачи были мобилизованы все силы и средства не только в столице Советской власти, но и на территории всей страны ...
Формы и методы интерактивного обучения
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех ...