Пассивно-усваивающая позиция ученика

Страница 1

Образовательный процесс в традиционной школе, как правило, остается отчужденным от учащегося: он «объективен», а не «субъективен»; он дан учащемуся учителем (государственной унифицированной программой), а не задается самим ребенком. В логике такого подхода, ребенок рассматривается как объект искусственного педагогического действия в традиционной школе. В традиционной школе, как правило, не ставится вопрос о том, чему учащийся хочет учиться. Есть некое содержание, которое надо вложить в ребенка, которое он должен освоить. Здесь не обсуждается возможность выявления того, что потенциально присутствует в ребенке. Задача выявления и реализации индивидуального и уникального не только не решается, но и не ставится. Натаскивание на единственно правильный ответ, утрата гуманистических целей образования и их замена утилитарной подготовкой для поступления в ВУЗ вот общая характеристика большинства российских школ.

Учащиеся вместо притязаний на «личный смысл» и «объективное значение», вместо понимания эмоционального и социального содержания своей деятельности учат стремиться к «поощрению» отметками и т.д. они учатся не выбирать вид и род своей деятельности в зависимости от своих предрасположений, фантазий, способностей и т.д., а следовать внешнему наставлению. Учащиеся уясняют, что цели и содержание их деятельности определяются не ими, а институтами и людьми, по отношению к которым они сам находятся в зависимом положении, на которых они не имеют никакого влияния и чьи интересы чужды им.

5. Всеобщая «одинаковость» в темпе работы, в объеме усваиваемых знаний.

На сегодняшний день школа – это государственная монополия, которая полностью институтионализирована в России. Она характеризуется тем, что существует стандартная программа занятий (учебный план) для всех детей одинакового возраста, организованных по классам, состоящая примерно из 10 не связанных друг с другом предметов. Программа «прорабатывается» без учета интересов и целей подрастающего поколения, а также без связи с прошлой и настоящей жизнью учеников. С переходом из класса в класс происходит увеличение предметной систематики, и все меньше внимания обращается на физическое состояние детей. Главным материалом выступают темы различного вида занятий.

Таким образом, мы видим, что данное построение учебного процесса не отвечает задачам подросткового возраста. А именно, учебный процесс характеризуется:

· Предметоцентричностью, когда для подросткового возраста боле важным является усвоение норм и правил взаимоотношений с людьми;

· Организацией учебной деятельности, в то время как в подростковом возрасте ведущей является социальная деятельность, предметом которой являются установление и поддержание отношений между людьми и группами;

· Авторитарной позицией учителя, когда для подросткового возраста характерна потребность в смене отношения взрослого к личности подростка, заключающаяся в принятии взрослым прав и ответственности ученика;

· Пассивно-усваивающей позицией ученика, в то время как подростковый возраст сензитивен для развития самоидентификации ребенка, становления самосознания, самооценки, активного поиска смысла жизни, формирования новообразований, обеспечивающих психологическую готовность к взрослению.

Таким образом, встает задача найти технологию построения образовательного пространства, в рамках которой возможно организация условий соответствующих реализации основных задач подросткового возраста.

Что же касается, позиции и содержания деятельности учителя, то сегодняшняя организация жизни и экономики требует в массовых масштабах таких качеств, как способность творить, любознательность, инициативность, способность переучиваться и критически мыслить. В нашей стране и за рубежом все четче призывы рассматривать учителя как творца, дать ему возможность самостоятельно строить фрагменты своей работы, инициативно выполнять сформулированный в общем, виде социальный заказ. Социально-культурные изменения в стране, при которых основные сведения человек может получать из компьютеризированной среды, а формальное последовательное образование все более уступает позиции образованию спонтанному, неформальному, приводят к пониманию профессии учителя как профессии свободной в выборе профессиональных средств решения задачи и свободным в выборе формулировке этой задачи.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Традиции и новаторство в культуре
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может ...

Нервная система, органы чувств и поведение рыб
Спинной мозг. Центральная нервная система рыб, как и у ланцетника, имеет вид трубки. Ее задний отдел — спинной мозг — расположен в канале позвоночника, образованном верхними дугами позвонков. От спинного мозга между каждой парой позвонков вправо и влево отходят нервы, управляющие работой мышц тела ...

Учебный план и программы обучения
Реформа высшего образования, направленная на коренное улучшение качества подготовки специалистов, обусловливает необходимость разработки новых квалификационных требований к выпускникам высших учебных заведений. В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации "Об образовании"обязательны ...

Навигация