Психолого-педагогические особенности развития личности в ранней юности

Материалы о педагогике » Влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников » Психолого-педагогические особенности развития личности в ранней юности

Страница 1

Старший школьный возраст относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. В этот период происходит физиологическое созревание организма, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, что обеспечивает приток крови ко всем частям организма. Стабилизируется работа эндокринных, нервно-психических, интеллектуальных структур. Упрочивается костная система, возрастает мышечная сила, что повышает физическую работоспособность, координация движений приближается к состоянию взрослого человека. А творческий процесс, по сравнению с репродуктивным уровнем мышления, требует значительных эмоциональных, энергетических затрат.

Развитие абстрактно-логического мышления старшеклассников знаменует не только появление нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Старшеклассники могут подолгу спорить об отвлеченных предметах, о которых ничего не знают. Эта новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности, и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становится любимейшей умственной игрой. Как, отмечает И.С. Кон, юношеский интеллект не удовлетворяется готовыми формулами, а стремится открыть или создать их заново.

Для старшего возраста характерно дальнейшее развитие воображения, в особенности творческого. «В истории воображения ни один период не имеет такой важности, как период юности», - отмечает К.Д. Ушинский.

Следует отметить, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности, выступающего в познавательных процессах как стиль мышления. Это убедительно свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся.

Происходит изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Следует заметить, что учащиеся испытывают естественную потребность в активной деятельности и чаще выбирают творческие профессии. Задача состоит в активизации развития необходимых способностей, формировании устойчивых профессиональных интересов. Для этой цели, как отмечают психологи, необходимо максимально активизировать творчество и инициативу учащихся.

Следует отметить, что одной из важнейших характеристик личности и центральным психическим процессом юношеского возраста является самосознание. Данная характеристика занимает особое место в проблематике творчества. Человек в процессе познания и создания нового выступает как «самосознательный организм», осознающий себя и характер своих действий, благодаря чему он делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания.

«Самосознание, - отмечает В.Н. Соколов - обеспечивает внутреннюю устойчивость и преемственность состояний психики субъекта в процессе творчества». Самосознание стимулирует творческую активность и опосредует формирование соответствующей системы внутренних мотивов и ценностей. По мнению В.Н. Соколова, не может быть такой творческой активности интеллекта, которая никак не отражается в сознании субъекта и, следовательно, им не осознается. Благодаря самосознанию, человек способен эффективно контролировать свои творческие усилия, подбирать оптимальную модель творческой деятельности.

В юношеском возрасте интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Методы обучения химии
Достижение целей обучения зависит на только от правильно выбранного предметного содержания, но и методов обучения. Методы обучения – виды профессиональной деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, направленные на достижение поставленных целей обучения, т.е. на усвоение содержания ...

Методы и приемы работы по слушанию музыки
Методика обучения навыкам слушания музыки сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств. Исполнение музыки и слово педагога – методы обучения Художественное исполнение музыки — это выр ...

Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
В обучающем эксперименте приняло участие 4 ребенка 6-летнего возраста, страдающих невротической формой заикания. Из них: 2 детей (контрольная группа) занимались по традиционным методикам преодоления заикания; 2 детей (экспериментальная группа) занимались одновременно и по традиционному коррекционно ...

Навигация