Психолого-педагогические особенности развития личности в ранней юности

Материалы о педагогике » Влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников » Психолого-педагогические особенности развития личности в ранней юности

Страница 1

Старший школьный возраст относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. В этот период происходит физиологическое созревание организма, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, что обеспечивает приток крови ко всем частям организма. Стабилизируется работа эндокринных, нервно-психических, интеллектуальных структур. Упрочивается костная система, возрастает мышечная сила, что повышает физическую работоспособность, координация движений приближается к состоянию взрослого человека. А творческий процесс, по сравнению с репродуктивным уровнем мышления, требует значительных эмоциональных, энергетических затрат.

Развитие абстрактно-логического мышления старшеклассников знаменует не только появление нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Старшеклассники могут подолгу спорить об отвлеченных предметах, о которых ничего не знают. Эта новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности, и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становится любимейшей умственной игрой. Как, отмечает И.С. Кон, юношеский интеллект не удовлетворяется готовыми формулами, а стремится открыть или создать их заново.

Для старшего возраста характерно дальнейшее развитие воображения, в особенности творческого. «В истории воображения ни один период не имеет такой важности, как период юности», - отмечает К.Д. Ушинский.

Следует отметить, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности, выступающего в познавательных процессах как стиль мышления. Это убедительно свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся.

Происходит изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Следует заметить, что учащиеся испытывают естественную потребность в активной деятельности и чаще выбирают творческие профессии. Задача состоит в активизации развития необходимых способностей, формировании устойчивых профессиональных интересов. Для этой цели, как отмечают психологи, необходимо максимально активизировать творчество и инициативу учащихся.

Следует отметить, что одной из важнейших характеристик личности и центральным психическим процессом юношеского возраста является самосознание. Данная характеристика занимает особое место в проблематике творчества. Человек в процессе познания и создания нового выступает как «самосознательный организм», осознающий себя и характер своих действий, благодаря чему он делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания.

«Самосознание, - отмечает В.Н. Соколов - обеспечивает внутреннюю устойчивость и преемственность состояний психики субъекта в процессе творчества». Самосознание стимулирует творческую активность и опосредует формирование соответствующей системы внутренних мотивов и ценностей. По мнению В.Н. Соколова, не может быть такой творческой активности интеллекта, которая никак не отражается в сознании субъекта и, следовательно, им не осознается. Благодаря самосознанию, человек способен эффективно контролировать свои творческие усилия, подбирать оптимальную модель творческой деятельности.

В юношеском возрасте интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Принципы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
семейный воспитание ребенок Как известно, принципы воспитания - это наиболее общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. В условиях семьи они отражают специфику воспитательного взаимодействия родителей и детей и в от ...

Проблемы усвоения женской половой роли
Новорожденной девочке «везет», конечно же, больше. Она с самого начала имеет соответствующую ее полу ролевую модель, поэтому ей в дальнейшем не придется отказываться от своей первичной идентификации с матерью. Врачи, воспитатели детского сада, учителя только помогут ей сформировать адекватный образ ...

Изучение влияния компьютерных игр на интеллектуальное развитее подростков
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МОУ СОШ №1 ст. Ленинградской Ленинградского района в 9 «Д» классе. Для реализации собственного исследования нами было проведено анкетирование с учащимися старших классов. В анкетировании приняли участие 12 обучающихся школы. Среди респондентов 5 деву ...

Навигация