Исследование социально-психологической адаптации первоклассников

Страница 1

Цель исследования: установление уровня адаптированности учащихся к обучению в школе.

Методика: проективный рисунок «Школа».

Первоклассникам были розданы листы формата А 4 и цветные карандаши с просьбой изобразить школу. Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записывались на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов: эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям: цветовая гамма, линия и характер рисунка, сюжет рисунка. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставлялась балльная оценка, после чего баллы суммировались.

Цветовая гамма: 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой). 1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона. 0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

Линия и характер рисунка: 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура. 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики. 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

Сюжет рисунка: 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток. 1 балл – обе характеристики присутствуют. 0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.

Анализ полученных результатов: 6 - 5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем. 4 - 2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно - учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей. 1 - 0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Таблица 1.

Ф.И. ученика

Уровень адаптации

Мотивация

Отношение к школе

Агрессивность

Само-оценка

Тревожность

Креативность

Белова

Анна

3

игр.

настор.

нет

заниж.

высокая

н/в

Галич

Никита

2

игр.

полож.

есть

адек.

нет

есть

Гостищев

Евгений

6

игр.

полож.

нет

заниж.

нет

н/в

Грицак

Елизавета

5

игр.

полож.

нет

адек.

нет

н/в

Громоздин Владимир

2

игр.

настор.

нет

адек.

высокая

н/в

Губарева Светлана

5

игр.

полож.

есть

заниж.

есть

н/в

Журавлева Рената

6

игр.

полож.

нет

адек.

нет

есть

Коломийченко

Анна

4

игр.

настор.

нет

адек.

есть

есть

Костин

Егор

4

игр.

настор.

есть

заниж.

есть

н/в

Кудинов Алексей

6

учебно-игр.

полож.

нет

адек.

нет

н/в

Мазуренко Георгий

4

игр.

отр.

есть

заниж.

нет

н/в

Минухин

Богдан

3

игр.

настор.

есть

адек.

высокая

н/в

Молчанова Анастасия

5

игр.

настор.

сильная

заниж.

есть

н/в

Молчанов

Богдан

4

настор.

сильная

заниж.

высокая

н/в

Одинцов

Геннадий

4

игр.

настор.

нет

адек.

есть

н/в

Перепелица Никита

5

игр.

настор.

нет

адек.

есть

н/в

Половко

Кирилл

5

учебно-игр.

настор.

есть

заниж.

есть

н/в

Прокопенко Дарья

5

игр.

настор.

есть

заниж.

есть

н/в

Сидора

Виталий

2

игр.

отр.

есть

заниж.

есть

н/в

Середа

Владислав

н/в

н/в

н/в

н/в

н/в

н/в

н/в

Сидорцов Егор

н/в

н/в

н/в

н/в

н/в

н/в

н/в

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи
Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания, особенно у хол ...

Методические приемы, используемые при изучении темы «Бактерии»
При изучении бактерий важно, чтобы учащиеся хорошо усвоили, что эта группа организмов существенно отличается от растений, животных и грибов. Бактерии очень малого размера, не имеют ядерной оболочки, настоящего ядра, поэтому их относят к ядерным организмам. Основное внимание при этом должно быть сос ...

Особенности овладения лексикой старшими дошкольниками со стертой дизартрией
По данным Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, что представляет собой в ...

Навигация