Исследование социально-психологической адаптации первоклассников

Страница 3

Под социальной адаптацией ребенка к обучению в школе понимаются адаптация в коллективе сверстников и готовность к принятию новых обязательств и правил. Потребность в уважении и признании взрослых, в общении со сверстниками формирует у ребенка потребность занять новую позицию в обществе – позицию школьника. Показателем социальной адаптации является то, в какой степени ребенок приспособлен к обучению, данным условиям и насколько его поведение, отношения в классе и семье соответствуют тем социальным нормам и правилам, принятым в социуме. К началу обучения в школе большинство детей начинают осознавать свое место среди других детей и взрослых, у них формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Отношения со сверстниками, жизнь школьного коллектива, комфортные условия внутри семьи ребенка способствуют успешной социальной адаптации. Родителям первоклассника следует особое внимание обратить на стиль руководства внутри семьи. Благоприятная атмосфера способствует позитивной динамике в процессе адаптации, в то время как неверное поведение может вызвать у ребенка повышенную тревожность, демонстративность и агрессивность. При правильном сочетании знаний, полученных из собственного опыта и из общения со сверстниками и родителями у ребенка формируется адекватная самооценка. Этап начального обучения в школе обладает высокой значимостью и от того как сложатся отношения в школе и в семье зависит дальнейшая социализация ребенка. Самостоятельность в подготовке к обучению, адекватная самооценка, направленность на успех в деятельности являются необходимыми составляющими успешной социализации.

В ходе работы было проведено психодиагностическое обследование первоклассников в возрасте 6 - 7 лет. Психодиагностическое исследование показало, что современные первоклассники по своему социально - психологическому развитию не становятся младшими школьниками автоматически, одновременно с приходом в школу. У многих детей продолжают ярко проявляться личностные особенности свойственные дошкольному возрасту (доминирование игровой мотивации и т.д.).

Исходя из результатов обследования можно сказать, что полностью адаптированных к обучению в школе детей (из числа опрошенных) нет. В ходе исследования часть первоклассников проявили положительное отношение к обучению в школе, что является основой для дальнейшей успешной социально - психологической адаптации. Эмоциональное отношение к школе у большинства позитивное, их мотивы игровые, интересы инфантильны, саморегуляция и самооценка не достаточно сформирована. У остальных детей адаптация идет, но наблюдается отсутствие учебной или познавательной мотивации, а также ориентации в пространстве школы. У некоторых детей отмечается тревожность, настороженность по отношению к школе, агрессивность, что в дальнейшем может негативно повлиять на ход обучения. В ходе проведенного исследования было выявлено, что большинство первоклассников имеют игровую мотивацию. В связи с приоритетом игровой мотивации учителям и родителям необходимо включать максимальное количество игровых моментов там, где это оправдано содержанием обучения. Для дальнейшей социальной и психологической адаптации следует обратить более пристальное внимание на учебную подготовку, организацию, порядок, режим дня, структурирование работы, а также на поведение ребенка в школе.

В процессе написания данной работы были проанализированы условия способствующие успешной социально - психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. Было установлено, что адаптация к обучению будет успешной лишь в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в процессе обучения будут развиваться и совершенствоваться. На данном периоде у учащихся начальных классов важным моментом является готовность мотивационной, интеллектуальной и эмоционально - волевой сфер. Развитие рефлексии, адекватная самооценка, успешное проживание кризиса 7 лет, произвольность и осознанность познавательных процессов и поведения необходимы для успешного процесса адаптации. Важными условиями также являются удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и родителями.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Психолого-педагогические условия формирования мотивации в младшем школьном возрасте
На формирование мотивации влияет множество внешних условий. Для педагога очень важно знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации ребенка Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее с ...

Организации работы по формированию основных движений у детей с отклонениями в эмоциональном развитии
Как известно, для детей основным видом деятельности является игра. Поэтому при составлении плана было решено использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность детей, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений при учете видов отклонений в эмоци ...

Как возникло и развивалось оригами
История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в III–IV веках до н.э. уже находят материалы, которые можно рассматривать ка ...

Навигация