Исследование социально-психологической адаптации первоклассников

Страница 3

Под социальной адаптацией ребенка к обучению в школе понимаются адаптация в коллективе сверстников и готовность к принятию новых обязательств и правил. Потребность в уважении и признании взрослых, в общении со сверстниками формирует у ребенка потребность занять новую позицию в обществе – позицию школьника. Показателем социальной адаптации является то, в какой степени ребенок приспособлен к обучению, данным условиям и насколько его поведение, отношения в классе и семье соответствуют тем социальным нормам и правилам, принятым в социуме. К началу обучения в школе большинство детей начинают осознавать свое место среди других детей и взрослых, у них формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Отношения со сверстниками, жизнь школьного коллектива, комфортные условия внутри семьи ребенка способствуют успешной социальной адаптации. Родителям первоклассника следует особое внимание обратить на стиль руководства внутри семьи. Благоприятная атмосфера способствует позитивной динамике в процессе адаптации, в то время как неверное поведение может вызвать у ребенка повышенную тревожность, демонстративность и агрессивность. При правильном сочетании знаний, полученных из собственного опыта и из общения со сверстниками и родителями у ребенка формируется адекватная самооценка. Этап начального обучения в школе обладает высокой значимостью и от того как сложатся отношения в школе и в семье зависит дальнейшая социализация ребенка. Самостоятельность в подготовке к обучению, адекватная самооценка, направленность на успех в деятельности являются необходимыми составляющими успешной социализации.

В ходе работы было проведено психодиагностическое обследование первоклассников в возрасте 6 - 7 лет. Психодиагностическое исследование показало, что современные первоклассники по своему социально - психологическому развитию не становятся младшими школьниками автоматически, одновременно с приходом в школу. У многих детей продолжают ярко проявляться личностные особенности свойственные дошкольному возрасту (доминирование игровой мотивации и т.д.).

Исходя из результатов обследования можно сказать, что полностью адаптированных к обучению в школе детей (из числа опрошенных) нет. В ходе исследования часть первоклассников проявили положительное отношение к обучению в школе, что является основой для дальнейшей успешной социально - психологической адаптации. Эмоциональное отношение к школе у большинства позитивное, их мотивы игровые, интересы инфантильны, саморегуляция и самооценка не достаточно сформирована. У остальных детей адаптация идет, но наблюдается отсутствие учебной или познавательной мотивации, а также ориентации в пространстве школы. У некоторых детей отмечается тревожность, настороженность по отношению к школе, агрессивность, что в дальнейшем может негативно повлиять на ход обучения. В ходе проведенного исследования было выявлено, что большинство первоклассников имеют игровую мотивацию. В связи с приоритетом игровой мотивации учителям и родителям необходимо включать максимальное количество игровых моментов там, где это оправдано содержанием обучения. Для дальнейшей социальной и психологической адаптации следует обратить более пристальное внимание на учебную подготовку, организацию, порядок, режим дня, структурирование работы, а также на поведение ребенка в школе.

В процессе написания данной работы были проанализированы условия способствующие успешной социально - психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. Было установлено, что адаптация к обучению будет успешной лишь в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в процессе обучения будут развиваться и совершенствоваться. На данном периоде у учащихся начальных классов важным моментом является готовность мотивационной, интеллектуальной и эмоционально - волевой сфер. Развитие рефлексии, адекватная самооценка, успешное проживание кризиса 7 лет, произвольность и осознанность познавательных процессов и поведения необходимы для успешного процесса адаптации. Важными условиями также являются удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и родителями.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Внутренние органы рыб
Полость тела. В туловищном отделе рыбы, под позвоночником, находится большая полость тела, в которой располагаются внутренние органы. Пищеварительная система. Окунь — хищник. Он питается различными водными животными, в том числе рыбами других видов. Свою добычу окунь захватывает и удерживает острым ...

Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий
Деятельность человека вообще и учебно-познавательная в частности характеризуется не только целями и мотивами, но и определенными средствами, с помощью которых она осуществляется. JI.C. Выготский писал, «главной и основной проблемой, связанной с процессом целесообразной деятельности является проблем ...

Теоретическое обоснование дидактических условий применения пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения на примере MS PowerPoint
Пакеты демонстрационной графики (ПДГ) являются конструкторами графических образов деловой информации, призванными в наглядной форме представлять информацию. ПДГ широко используются при проведении коммерческих и научных презентаций, но в процессе обучения они применяются достаточно редко. Программы ...

Навигация