Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению

Материалы о педагогике » Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению

Начало младшего школьного возраста определяется таким важным внешним обстоятельством в жизни ребенка, как поступление в школу. Переход ребенка к обучению в школе является особым этапом в его развитии. Само понятие младший школьный возраст охватывает период с 6-7 до 9-10 лет. Данный возраст связан с новой социальной ситуацией развития, с появлением новой социальной роли, с новыми требованиями и обязанностями, а также с глубинной перестройкой психической сферы. Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как раннее начало обучения, интенсивные учебные программы, увеличившийся объем информации и повышение требований к образованию не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления его психического здоровья. Данный период связан и с новыми требованиями и освоением новых моделей поведения, что связано с необходимостью адаптироваться к новым социальным условиям. Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни: режиму дня, необходимости спокойно сидеть на уроках и т.д. Процесс адаптации сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психику ребенка.

По мнению М.Р. Битяновой, адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому и социальному развитию. Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего мотивационного, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой среде.

Д.Б. Эльконин характеризует социально-психологическую адаптацию как процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях. Процесс адаптации многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой. Адаптация детей к школе включает в себя привыкание ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. В данной ситуации учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение единой цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Способность ребенка реализовывать себя в этих отношениях определяет его место в учебном коллективе, которое, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшую реализацию в данных видах отношений.

Под воздействием новой, учебной деятельности меняется характер мышления ребенка, его внимание, память. У ребенка появляются обязательства, которые напрямую связаны с обучением. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязательств. Формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе. Для того что бы дети были способны следовать определенным правилам и нормам поведения необходимо обеспечить условия успешной адаптации.

Наблюдения социологов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы и учебной программой. Одним из эффективных направлений решения данной проблемы выступает социально - психологическая адаптация детей младшего школьного возраста. Поскольку этот возраст является одним из начальных этапов развития личности, именно здесь формируются основные психологические характеристики человека, устойчивые паттерны10 поведения, которые определяют социальные установки, жизненные приоритеты и личностную стратегию дальнейшего обучения школьника.

В контексте данной работы основной акцент ставится на социально - психологический анализ детей 6 - 7 лет, выявление социально - психологических условий способствующих дальнейшему обучению и определение средств социальной и психологической адаптации. На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, указывают исследования Битяновой М.Р., Божович Л.И., Венгера А.Л., Гуткиной Н.И., которые подчеркивают, что именно в младшем школьном возрасте начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. На это, прежде всего, влияют базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде, а также по какому доминирующему пути развития пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложена основа для дальнейшего развития. На многоаспектность данной проблемы указывают исследования и в области психологии развития, социологии, педагогики, медицины, физиологии (Ананьев Б.Г. 1986, Андреева Г.М. 1994, Бальсевич В.К., Дюгкейм Э. 1995, Залевский Г.В. 1999, Лубышева Л.И. 1995, Корель Л.В. 1998, Фомин Н.А. 1991 и др.).

Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме социально - психологической адаптации к школе свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время специфика социально - психологической адаптации первоклассников к обучению в школе полностью не раскрыта. Это связано с возрастным своеобразием детей, поступающих в школу, многообразием факторов, влияющих на процесс адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников. Актуальность данной работы обусловлена недостаточным исследованием проблемы взаимосвязи психологических особенностей детей младшего школьного возраста с их социализацией в учебном коллективе. При решении психологических проблем, возникающих в процессе взаимодействия между детьми, необходимо учитывать изучаемые социально - психологические особенности. Современная система образования не в полной мере использует возможности социальной адаптации и психологического развития детей младшего школьного возраста, что свидетельствует об актуальности темы исследования. Обращенность к данной проблеме обусловлена, прежде всего, потребностью в социально и психически адаптированных учащихся. Именно поэтому проблема исследования социально - психологических условий адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе является одной из проблем, остро стоящих перед психологической наукой и практикой. С учетом изложенного проблему адаптации детей младшего школьного возраста следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем, требующих углубленного изучения.

Объектом исследования данной работы представляется социально - психологическая адаптация детей младшего школьного возраста к обучению в школе. Предметом исследования работы являются социально - психологические условия, обеспечивающие процесс успешной социально - психологической адаптации младшего школьника. Цель исследования состоит в теоретическом и исследовательском обосновании социально - психологических условий процесса успешной адаптации детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Задачи исследования:

- анализ психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

- выяснение факторов, влияющих на процесс социально-психологической адаптации первоклассников;

- организация и проведение психодиагностического исследования;

- интерпретация полученных результатов.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материалов, которые могут быть использованы при изучении вопроса социально - психологической адаптации к школе первоклассников.

Практическое значение работы определяется тем, что позволяет психологам пополнить свой методологический арсенал, расширить свои познания в вопросе адаптации к школе детей младшего школьного возраста.

В исследовании принимали участие дети первых классов, гимназии № 51 г. Харькова, в возрасте 6 - 7 лет. Всего в исследовании участвовал 21 ребенок, среди них мальчиков – 14, девочек – 7.

адаптация обучение социальный психологический

Материалы по педагогике:

Геоэкологическое образование в педагогическом процессе
Знания в области геоэкологии чрезвычайно разнообразны и многослойны: от конкретных сведений, призванных удовлетворять запросы повседневной практики природопользования, до философско-мировоззренческих обобщений, раскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы. Вот почему задача выработ ...

Психолого - педагогическая характеристика учащегося
Жулидов Александр Александрович. Родился 2 февраля 1997 года в селе Питерка. Воспитывается в полной семье. Отец - преподаватель физкультуры, мать - музыкальный руководитель в детском саду. Материальный достаток в семье среднего уровня. Любимым предметом считает историю и обществознание, а так же ли ...

Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...

Навигация