Методика словарной работы предусматривает четыре основных л и н и и:
Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
Во-вторых, уточнение словаря - самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя:
а) наполнение словарём тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путём включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т.п.;
б) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
в) усвоение иносказательных значений слова, многозначности слова, в том числе значений, обусловленных контекстом;
г) усвоение лексической синонимики и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в отдельной группе.
По-иному уточнение словаря может быть определено как словарно-стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.
В-третьих, это активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой деятельности). Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
В-четвёртых, это устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Формирование понятия о литературной норме приводит к тому, что учащиеся разграничивают те условия, в которых может быть использовано, например, диалектное слово, и те, где требуется соблюдение требований литературного языка. По мере укрепления навыка литературной речи, диалектные, просторечные и жаргонные слова полностью исключаются из активного словаря учащихся.
Естественно, что все названные направления работы постоянно взаимодействуют.
В словарно-лексической работе в школе предлагаются особые приёмы:
тематическое объединение слов в особые лексические группы;
составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов;
ведение индивидуальных словариков;
обращение к этимологии слов;
использование словарных диктантов;
обогащение словарного запаса.
работа с орфографическими и толковыми словарями.
Выбор того или иного способа объяснения зависит от самого слова, наличия дидактических средств, уровня подготовки учащихся.
В методике апробированы и широко используются следующие приёмы разъяснения значений слов:
1. Учащиеся под руководством учителя осуществляют словообразовательный анализ слова и на этой основе выясняют его значение (или оттенок значения). Для начальных классов простейшим подходом к словообразовательному анализу служит вопрос: "От какого слова образовано новое слово?" или: "Почему так назвали?" Таким способом могут быть объяснены слова шапка-ушанка (закрывает уши), подосиновик (растёт под осиной), леденец (тает во рту, как лёд), рыжик (рыжего цвета), односельчане (люди из одного села) и т.п.
Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.
2. Сопоставление слова с другими созвучными словами с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов, например, землянка и земляника (оба слова образовались от слова земля); серебряный и серебристый (сделанный из серебра и похожий цветом на серебро) и т.п.
3. Опора на контекст в любом случае способствует пониманию слова. Но бывают случаи, когда роль контекста особенно велика и основным средством раскрытия значения слова становится прочтение отрывка с этим словом.
4. Самостоятельное включение нового слова в иной контекст, составленный самими детьми. Это приём активизации, прекрасный приём глубокого раскрытия значения слова.
Материалы по педагогике:
Психолого-педагогические условия формирования мотивации в младшем школьном
возрасте
На формирование мотивации влияет множество внешних условий. Для педагога очень важно знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации ребенка Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее с ...
Изучение зарубежной драматургии в 9 классах
Основными задачами методики изучения драматических произведений зарубежной драматургии в 9 классе стали: закрепление представления об истории и эволюции драматического и театрального искусства; формирование понимания важности и умения рассматривать произведение в его историческом контексте; формиро ...
Социализация детей с нарушением слуха в условиях дошкольного
образовательного учреждения
Первый этап опытно-экспериментальной работы включает диагностические мероприятия по выше приведенным методикам. Диагностика методом опроса беседы показала следующие результаты: Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определил ...